Российская помощь украинцам понадобится, потому что в Киеве, по словам Нарышкина, "есть проблема и с качеством законов, и с чистотой правотворческих процедур". Целый ряд принятых законов вызывал критику как со стороны Венецианский комиссии, так и самих депутатов Верховной рады, в том числе из правящей коалиции.
Среди сомнительных инициатив - закон об отмене внеблокового статуса Украины, бюджет, в котором "забыты" долговые обязательства перед РФ и закон о люстрации.
События на Украине "развиваются по негативному сценарию", считает Нарышкин. Вместо решения проблем Киев, по его словам, лишь нагнетает ситуацию, усиливая воинственную риторику. Плодятся заявления, которые противоречат не только историческим фактам, но и здравому смыслу. "Взять хотя бы известное заявление премьера Украины Арсения Яценюка о вторжении Советского Союза в гитлеровскую Германию и Украину в годы Второй мировой войны", - напомнил спикер Госдумы. Запад же, по его словам, не хочет оказывать реальную помощь Украине: "Вместо предметного обсуждения этой сложнейшей общеевропейской угрозы они (европейские страны. - "РГ") предпочитают поддерживать информационный шум, в котором конечно же явно не достает правдивой и объективной информации".
Несмотря на агрессивную риторику украинских коллег, депутаты должны быть настроены на конструктивный диалог, призвал Нарышкин. В свою очередь, представитель Общественной палаты РФ, политолог Сергей Марков высказал мнение, что президент Украины Петр Порошенко все больше утрачивает реальные инструменты власти. "Его власть сегодня является, скорее, символической", - отметил Марков. По его словам, на Украине два основных блока контролируются не президентом, с которым России все же удается вести диалог, а Арсением Яценюком (экономический блок) и секретарем Совета безопасности Александром Турчиновым (силовой блок).
"С моей точки зрения, они назначены не Петром Порошенко, а неким внешним центром управления Украиной", - полагает политолог. По его оценке, именно Яценюк и Турчинов несут персональную ответственность за начало военных действий весной прошлого года и за трагические события в Одессе и Мариуполе.
Стратегия этих политиков, согласно его выводу, в том, чтобы силой подавить Донбасс и оставить его без гуманитарных и политических прав. Для стабилизации в стране украинцы, рассуждал политолог, должны иметь возможность получать информацию через СМИ без цензуры, а Служба безопасности Украины не должна подавлять оппозицию. "У нас (в российских СМИ. - "РГ".) во всех телевизионных дебатах, на всех телеканалах обязательно есть люди, отстаивающие точку зрения Киева, их политику, но никаких представителей, которые могли бы отстаивать российскую точку зрения, в Киеве не допускаются", - посетовал он. Мало того, украинские депутаты внесли законопроект о лишении лицензий телеканалов, которые полностью или частично принадлежат субъектам РФ.
Глава Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин уверен, что "вопрос сохранения единого государства не вызывает сомнений", и обсуждаться должно именно "внутреннее устройство". Но конституционный процесс прерван. Одна из задач депутатов Госдумы - не дать европейским парламентариям забыть о трагедиях прошлого года в Одессе, Киеве и на юго-востоке Украины, добавил Плигин, недавно включенный в состав российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Член Комитета по делам СНГ Василий Лихачев заметил, что работа российских представителей в ПАСЕ будет усложнена. Виной тому закон о внеблоковом статусе Украины - это, по его словам, тот "горячий пирожок", который усилит "русофобские настроения" в Ассамблее. Зато есть успехи во взаимодействии с Венецианской комиссией, рассказал начальник отдела по научному обеспечению деятельности российской делегации в комиссии Рашад Курбанов. Этот орган, по его словам, воспринял выводы РФ по закону о люстрации.