Участники дискуссии "Новые вызовы для банковских систем", которая состоялась на следующий день после выступления Грефа, не согласились с главой крупнейшего банка страны. "Банковская система достаточно стабильна на сегодняшний день, - заверил первый зампред ЦБ Алексей Симановский. - Это не означает абсолютно, что ситуация чрезвычайно простая или комфортная, она не самая простая и не самая комфортная. И тем не менее, это совершенно не означает, что банковская система испытывает какие-то шоки, которые могут ее подвинуть к краю пропасти. Отнюдь нет, банковская система живет и работает, готов поделиться своим твердым убеждением, что она будет продолжать жить и работать".
Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин также не разделил пессимизма Германа Грефа. Он отметил, что качество банковских заемщиков совершенно точно будет ухудшаться, однако масштабы этого ухудшения не ясны. "Это будет воздействовать на капитал банковской системы, который сформирован на достаточном уровне, но не с большим запасом. Очевидно, что акционерам придется принимать решения о том, что делать с их банками, это 100%. И как всегда будут ответственные и неответственные акционеры", - отметил банкир. Ландшафт банковской системы, по его словам, может существенно измениться. Тем не менее страхи Германа Грефа он назвал "немножко преувеличенными".
"Банковскую систему я бы охарактеризовала как стабильную в своей изменчивости, - сказала первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова. - Вообще, изменчивость - это нормально для банковской системы. Я считаю ситуацию вполне управляемой. Сейчас самые острые вопросы, связанные, в том числе, с ликвидностью, решены, государство имеет достаточные ресурсы, опыт, понимание, инструментарий предоставления ликвидности банковской системе. Нет оснований ожидать шквала дефолта банков". Сейчас, по мнению Трофимовой, необходимо наконец-то перейти к практическим решениям фундаментальных проблем. В частности, к системному решению вопросов проблемной задолженности. Это важно даже не столько для обеспечения стабильности и устойчивости банков, а для минимизации проблем населения, предприятий, реального сектора. По словам Трофимовой, для управления проблемной задолженностью предприятий предстоит многое сделать с юридической точки зрения. "Цивилизованность разрешения проблемных кредитов все еще не соответствует международным стандартам, - сказала она. - Мне кажется обязательным введение института совета кредиторов. Потому что сейчас предприятия банкротятся по принципу "кто первый прибежал, того и тапки. Это абсолютно не конструктивно, особенно в текущих обстоятельствах. Работа должна быть максимально скоординирована, а то у нас один кредитор договорился, другой в суд, третий сажает собственника".
Участники дискуссии обсудили также меры, принятые ЦБ в конце прошлого года для поддержки банковского сектора. Среди них, в частности, смягчения в оценке банками качества обслуживания долга и формировании резервов на возможные потери. Генеральный директор "Открытие Холдинг" Рубен Аганбегян отметил, что некоторыми участники рынка это было воспринято с тревогой, т.к. ЦБ может потерять контроль над системой и "дать индульгенцию" проблемным банкам.
"Те паллиативные решения, которые мы приняли в конце прошлого года, связанные с отдельными элементами регулирования, уж никак не тянут на некие стратегические изменения параметров, которые могут позволить кому-то совсем сильно не здоровому почувствовать себя сильно здоровым. Ни в коем случае", - отметил Алексей Симановский. Он убежден, что принятые решения не могут вести к тому, что регулятор "закроет глаза" и позволит банкам каким-то образом себя обмануть с точки зрения реальной устойчивости.
"Решения были приняты нами в связи с тем, что, по моему убеждению, параметры рынков - валютного, ценных бумаг - сместились в аномальную сторону. И в этом плане мы смотрели на некие возможности и опции, связанные с тем, чтобы, с одной стороны, не позволить нашим регулятивным параметрам выйти за пределы реального, то есть за пределы оценки реальных рисков, которые имеют банки, и одновременно не допустить необоснованного повышения риска регулятивного. На мой взгляд, баланс мы нащупали", - сказал Симановский. Олег Вьюгин также назвал принятые ЦБ меры правильным решением в существующих условиях. "Не потому, что наш банк получил временные преимущества, а потому, что движение рынка вышло за рамки здравого смысла. Причина - ну не привыкли мы к таким резким изменениям. И курс стал плавающим, и рынки капитала закрыты", - добавил банкир.
По мнению Алексея Симановского, по итогам этого года розничное кредитование может вырасти на 10-12% - так же, как и по итогам 2014 года, в зависимости от сегмента кредитования. В корпоративном кредитовании темпы роста будут выше, считает он. Также Симановский отметил, что в прошлом году банки создали резервы адекватно тем потерям, которые они несут на своих портфелях. В этом году, по его словам, при базовом сценарии развития экономики, в который заложена цена на нефть на уровне 60 долларов за баррель, банки создадут резервов не больше, чем в прошлом.