Обнародованы самые честные поступки современных спортсменов

Истории уже чуть больше полвека. В 1963 году знаменитый французский теннисист Жан Боротра, при жизни прозванный мушкетером за искреннее джентльменство, ехал в поезде с журналистами. И в пути, по дороге, в приятном разговоре родилось то, что, возможно, было в спорте и всегда, но только не имело конкретного определения. Как назвать благородные поступки, совершаемые в спорте? Честной игрой? Не совсем то. Искренней помощью? Тоже не всегда подходит. И Боротру внезапно осенило: это же Фэйр Плей. В этом вошедшем в мировую культуру термине вошло всё: и благородство, и честная игра, и товарищеское отношение к большей частью поверженному сопернику. И уже в 1964 году Боротра организовал Международный комитет Фэйр Плей, в который вошли представители ЮНЕСКО (ведь центр Фэйр Плей в Париже), журналисты из Международной ассоциации спортивной прессы (АИПС) - как без нас - и руководители нескольких крупных Федераций - как без них. И Боротра вручил первый приз Фэйр Плей итальянскому бобслеисту Эугенио Монти, снявшему прямо во время состязаний зимней Олимпиады в Инсбруке часть оборудования со своего боба и отдавшего его главным соперникам. Те и выиграли "золото", опередив лидировавшего до того великого бобслеиста Монти. Тут же родился и девиз нового движения - "Фэйр Плей - это больше, чем медали!". Каждый год Международный комитет собирается в Будапеште, где проживает его нынешний президент, лауреат Фэйр Плей, венгерский фехтовальщик и хирург-кардиолог Йено Камути, чтобы рассмотреть присланные со всего света заявки и определить самых благородных спортсменов, организаторов, журналистов прошедшего года.

Мировой трофей Фэйр Плей Пьера де Кубертена вручается за жест Фэйр Плей. Все члены Международного комитета единогласно проголосовали за теннисного профи Лукаша Кубота из Польши. Кстати, для членов нашего Комитета принцип Фэйр Плей и в том, чтобы все голосования проводились открыто, простым поднятием рук. Нас 12, и мы считаем, что тут не место никаким сговорам. Обсудили, высказали собственное мнение, проголосовали.

А Кубот играл в одной четвертой финала Australian Open в паре со шведом Робертом Линдстедтом против белоруса Максима Мирного и нашего Михаила Южного. Мощным боковым Кубот вчистую выиграл важный мяч. Шел удачный для него со шведом второй сет. В первом они победили. Судья спокойно засчитал очко. Публика даже поаплодировала. Двойной брейк оставлял пару в шаге от общей победы. А Лукаш попросил рефери исправить счет: мяч попал ему в бедро, удачно отскочил прямо на ракетку и последовал удар, который засчитывать как раз и нельзя. И этот сет воодушевленный Мирный с Южным вытянули. Правда, в третьем Кубот и Линдстедт победили, вышли в полуфинал, а затем выиграли и финал "Большого шлема".

Жест Лукаша Кубота примечателен. Теннисисты на таких денежных турнирах не часто радуют благородством. Речь шла, конечно, не о выигрыше всего призового фонда в 33 миллиона долларов, однако и выход в полуфинал парного турнира дорогого стоит. Мог обидеться на Лукаша и швед: мол, мы об этом не договаривались. Но все обошлось и закончилось Мировым трофеем.

Хочется верить, что этот эпизод Олимпийских игр-2014 в Сочи видели по телевидению многие. Потому что это замечательный пример благородства в спорте. Лыжник Антон Гафаров попал в небольшой завал на спринтерской гонке и сломал лыжу. Но продолжил гонку на сломанной. И, вот уж действительно бедный неудачник, снова упал на спуске - да так здорово. Надо было хотя бы дойти до финиша. А как? Он чуть не на одной лыже полз к заветной черте.

Эти мучительные потуги разглядел канадский тренер Джастин Вадсворт. У него как раз была припасена лыжа для своего воспитанника. Но Джастин бросился на помощь неизвестному ему парню. Тот уже выбился из сил, и канадец, опустившись в снег на колени, отстегнул сломанную лыжу, проверил, подошла ли новенькая, канадская.

И Антон Гафаров добился своего, финишировал. Интересно, что оба - ни русский ни канадец - не произнесли ни слова. Диплом Фэйр Плей Джастин Вадсворт принимал с охотой. Честно признался: он не успел разобраться, кому прицепил лыжу. Олимпийцу в беде. Есть такая английская пословица: A friend in need is a friend indeed. У нас она звучит: "Друг познается в беде". Как раз тот случай.

Трофей Вилли Дауме за продвижение идей спортивного благородства так же неожиданно, как и заслуженно, получила Лига бельгийских франкофонов по хоккею с шайбой.

Я с легким и понятным- подозрением вчитывался в представление. Ну кто слышал о бельгийском хоккее? Хотя и о благородных поступках непосредственно на льду в этом суровом, однако денежном виде спорта известно не так уж и много.

Но что придумали бельгийские франкофоны. После каждой игры рефери заполняет специально составленную анкету. В ней он отмечает, достойно ли вели себя два клуба на площадке, как игроки взаимодействовали с судьями, в чем проявилась и проявилась ли роль капитана, были ли конфликты с болельщиками.

И еще очень важное, обычно во внимание не принимающееся. Как вели себя не только тренеры, но и руководители команд, ее обслуживающий персонал. Трудно представить нечто похожее в других более серьезных наших ли, канадских и прочих "больших" хоккейных лигах.

Наш Андрей Трушечкин выступает в виде спорта не столь видном, как теннис, хоккей или тем более футбол. Но водные лыжи популярны и в Саратове, и в его семье. Андрей занимается ими с раннего детства. Начинал у хорошо знакомого ему тренера - родной мамы. И выигрывал первенства России среди молодежи, да и среди взрослых. Настолько проникся любовью к семейному делу, что в свои 19 и сам стал тренером. Пока набрал группу маленьких ребятишек. Но и спортивную карьеру, разумеется, продолжает.

В этом году на первенстве России в Москве Андрей тоже выступил удачно. Даже несмотря на то, что отдал собственные водные лыжи Павлу Еланскому: они у соперника из Челябинска сломались. И не выйти ему на старт, если бы не Трушечкин. Он одолжил Еланскому свою. Вот так и покатились.

Благородный жест сделан не на каком-то второстепенном турнире, а на главном старте сезона. Это опровергает модную сейчас теорию, будто Фэйр Плей годится только для физкультурников. А для большого спорта все благородство закончилось, когда появились солидные призы и денежные чеки. Ничего подобного!

Этот жест напомнил мне поступок Эудженио Монти. Конечно, не Олимпийские игры, но диплом Андрей получил за очень хорошее дело. И как рано. Есть куда расти.

Юная дзюдоистка из Туркменистана Нилуфар Мухиддинова очень нервничала. Идет чемпионат мира, а ее соперница все не появляется на татами. И когда сроки ожидания прошли, Мухиддиновой засчитали победу. Но узнав, что новичок таких крупных состязаний опоздала по незнанию правил, Нилуфар решила ждать до победного. Оппонентку привели, она вступила в схватку, и Мухиддинова победила в честной борьбе.

Благородный поступок Нилуфар отмечен призом Жака Рогге для молодых спортсменок. Раньше Туркменистан никогда не появлялся в списках претендентов. И первая же заявка обернулась победой.

Что делать, если во время парусной регаты ты лидируешь и вдруг слышишь крик о помощи? Для яхтсменок сборной России Яны Стоколесовой и Анастасии Гусевой вопроса не существует. Конечно же, спасать. Когда на отборочных состязаниях в Сочи девушки услышали крик, то о регате забыли. Изменили курс и отправились на голос, и вскоре увидели барахтающегося в воде человека. Кинули ему спасательный круг, но он, обессиленный, не смог им воспользоваться. Еще несколько секунд и... И тогда, совершив рисковый маневр, яхта приблизилась к утопающему, а ее команда буквально втянула мужчину на борт.

Хорошо, что знают яхтсменки прибрежную линию Сочи наизусть. Быстренько доставили спасенного в больницу, что недалеко от пляжа. Гонка была безнадежно проиграна, да и какие тут регаты. Главное, что выжил М., тренер из Москвы. Он вышел в море на своей яхте, но его буквально выбросило за борт.

В олимпийском сезоне наша задача была несколько облегчена. Многие из нас, членов этого Комитета, работали на зимних Играх-2014 и искренне радовались примерам Фэйр Плея. Еще в Сочи мы вручили несколько призов. И, поверьте, больше всего аплодисментов вызвал жест Фэйр Плей, сделанный хозяевами Олимпиады. Аккуратные немцы чуть не плакали. Их великолепная шлифовочная машина вдруг сломалась. Оказалось, растрясли ее, верную помощницу лыжников и биатлонистов по дороге, и починке она не подлежала. Обратились с просьбой к друзьям из Австрии. Те немцам отказали. Это же Олимпиада, соперничество, борьба, престиж, медали. И тогда, узнав о беде, именно так - беде, лидеры делегации сборной России во главе с шефом де мисьон Александром Кравцовым мгновенно приняли решение: надо помочь. Одолжили агрегат немецким соперникам и те быстренько отшлифовали - настроили лыжи. И благодаря им немецкий биатлонист Эрик Лессер, опередив и наших ребят, взял "серебро" в индивидуальной гонке, а потом и в эстафете. Александр Кравцов был настолько занят, что попросил меня получить премию за него. В одной руке я держал большущий синий диплом Фэйр Плей. А на плече у меня плакала расчувствовавшаяся вице-президент Национального олимпийского комитета Германии: "Мы так благодарны, поверьте". Как не поверить?!

Есть и еще один почетный Мировой трофей основателя Фэйр Плей Жана Боротра за безупречную спортивную карьеру. Тут вне конкуренции был знаменитейший аргентинский футболист, теперь вице-президент итальянского "Интера" Хавьер Санетти.

Вот у кого судьба так судьба. Бедная семья, где для того чтобы мальчишке выпить стакан молока, Хавьеру уже в 13 пришлось стать его разносчиком. А потом кем он только не вкалывал в своем Буэносе - посыльным, рабочим, грузчиком... Но пробился футбольный талант и юного вундеркинда взяли сначала в местный клуб, а потом в миланский "Интер", где он побил все существующие рекорды команды для иностранцев. Долгая и счастливая карьера в Италии, где он всегда оставался верен черно-синим цветам "Интернационале", и в сборной Аргентины. Десятки титулов, включая вожделенную для любого футболиста победу в Лиге чемпионов и столько же заработанных честным трудом миллионов.

Порой это приводит к некоторому равнодушию по отношению к другим. Однако только не Санетти. Он хорошо помнит, с чего начинал. Дает деньги детям с тяжелыми отклонениями в здоровье и даже основал для них специальный Фонд Санетти. Благотворитель переводит заработанные благодаря спорту средства нуждающимся. Его помощь доходит и до итальянцев, и до аргентинцев. Он не делает различия между людьми разных стран. Как и его "Интер", Санетти интернационален.

ЦИФРА

31 награду международного комитета Фэйр Плей получили россияне начиная с 1992 года

12 экспертов Фэйр Плей выбирают лауреатов и призеров в четырех номинациях