Так, немецкая марка Gerry Weber прекращает работать с российскими франчайзи из-за понижения суверенного рейтинга России агентством Standard & Poor s. В октябре прошлого года стало известно о закрытии франчайзинговых магазинов брендов Esprit, OVS, River Island. Этими марками владеет польская компания EM&F Group, а их управлением по франшизе на территории России занимается компания "Маратекс". Из России ушел американский бренд сети кафе быстрого питания Wendy s.
Те, кто принял решение остаться, стараются смягчить условия партнерства для российских предпринимателей. Например, крупнейшая сеть кафе йогурт-мороженого Tutti Frutti Frozen Yogurt фиксирует рублевые ставки паушального взноса, получаемого от партнеров в соответствии с договором франшизы. "По всей видимости, другие бренды последуют нашему примеру, но не уверен, что поголовно. Безусловно, сети, которые имеют жесткую привязку к валюте, рано или поздно придут к этому, если уже не сделали подобный шаг", - говорит Евгений Шабанов, директор по развитию сети Tutti Frutti Frozen Yogurt.
Сети лапшичных "Воккер" также зафиксировали паушальный взнос в рублях по невысокому курсу. В компании считают, что цены в долларах и евро, которые сами по себе уже выросли на 30-50%, вызывают, скорее, раздражение и отторжение в текущей ситуации.
Эксперты рассчитывают, что в ближайшие месяцы ситуация на рынке франчайзинга немного нормализуется. "Есть те, кто не испугался нынешней ситуации: прошлой осенью к нам пришла известная американская сеть ресторанов быстрого питания Schlotzsky s, корейская компания Cafe Bene, международная сеть которой насчитывает более 1500 кофеен, японская марка Kasumi, ресторанная концепция из ОАЭ Reem Al Bawadi. Так что где-то убыло, а где-то, напротив, прибыло", - говорит Екатерина Сойак, гендиректор компании EMTG, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга (РАФ).
Решения иностранных сетей относительно присутствия в России во многом зависят и от других, нерыночных факторов. Известны случаи, когда крупные западные франчайзеры добавляют в договор пункт о том, что если сотрудничество с российской компанией будет наносить урон по репутации и имиджу бренда, то компания-франчайзер имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор. Поэтому то или иное решение, которое принимается головным офисом иностранной сети, не следует всецело относить к состоянию рынка.
"Уход старых сетей и приход новых - это обычный процесс, который происходил раньше и происходит сейчас. Есть, конечно, игроки, которые прекращают работать на российском рынке по политическим причинам. По словам наших источников на рекламном рынке, с августа 2014 года The Coca-Cola Company сняла рекламу с четырех российских телеканалов. И все же уход сетей с российского рынка не будет носить массового характера", - считает Светлана Тищенко, директор по стратегическому развитию АКГ "Градиент Альфа".
В кризис франчайзинг становится все более привлекательным и востребованным, ведь в кризис люди обычно более осторожны и предпочитают инвестировать в проверенные технологии и раскрученные бренды. "Наш прогноз по развитию франшиз в целом достаточно оптимистичен, - говорит Светлана Князева, управляющий партнер BRTG (Business-Ready-To-Go). - Это связано и со стремлением предпринимателей сохранить накопленные денежные средства путем их вложения в реальный бизнес, и с созданием крупными сетями благоприятных условий для входа в систему и открытия новых точек".
По неофициальной статистике (Росстат до сих пор не ведет учет франчайзинговых компаний), в России работает около 750 предприятий, заявляющих о своих программах франчайзинга. Реальными франчайзерами являются около 300 компаний. Остальные ищут не партнеров - франчайзи, которым впоследствии оказывается реальная и всесторонняя поддержка, а новые каналы сбыта для своей продукции. Такая ситуация сложилась в основном в ретейле.
Кстати, 25% от общего числа франчайзинговых компаний в России - общепит, 20-22% - услуги, остальное - розница (70% розницы - непродовольственный ретейл), доля которой несколько лет назад была еще больше. В последнее время немного подрос сегмент услуг и общепита. По данным Международной ассоциации франчайзинга, каждые 8 минут в течение рабочего дня только в США продается одна франшиза. Крупные компании имеют по тысяче и более партнеров.
Компенсация франчайзера может быть очень привлекательной в долгосрочной перспективе. Но уровень правообладателей в России еще достаточно низкий. Владельцы бизнеса в этом сегменте экономики должны делать ставку на приобретение экспертных знаний не только в собственной индустрии, но и в области управления франчайзинговым бизнесом, установления партнерских отношений с франчайзи. "К сожалению, все еще довольно часты случаи появления на рынке "незрелых" и "дутых" франшиз. Также мы видим, что некоторые сети выходят на рынок с франчайзинговым предложением совершенно неподготовленными ни к развитию собственного бизнеса, ни к поддержке будущих партнеров. Франчайзинг - это не просто способ расширения бизнеса, это - ответственность и обязательства, которые на себя принимает франчайзер перед всеми своими франчайзи и перед системой в целом", - говорит Светлана Князева.