ВМФ получит невидимые фрегаты и подлодки

В 2015 году в состав Военно-морского флота России войдут разведывательный корабль нового класса, построенные по стелс-технологиям фрегаты, подлодки типа "Варшавянка", за малозаметность прозванные в НАТО "Черной дырой", ракетные корабли, патрульные катера, спасательное судно и плавучий док "Свияга". А если политика не помешает, флаг ВМФ будет поднят и на первом вертолетоносце "Владивосток" проекта Mistral, пишет "Военное обозрение".

Всевидящее око

Головной разведывательный корабль проекта 18280 "Юрий Иванов" настолько засекречен, что в его существование верится с трудом. Тем не менее он успешно прошел испытания, передан флоту и в феврале на нем будет поднят Андреевский флаг.

Корабль принципиально новый, многофункциональный и интегрированный в различные военные системы. Самый большой в своем классе, "Юрий Иванов" от киля до клотика набит электронной аппаратурой для управления силами флота, ведения электронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Известно, что с его помощью военные будут следить за противоракетной обороной США.

Неслышные

О дизель-электрических подлодках "Варшавянка" известно немного больше. Это самые тихие подлодки в мире, получившие в НАТО название "Черная дыра". Благодаря скрытности и возможностям гидроакустического комплекса они обнаруживают противника намного раньше, чем противник - их. Дальше дело за противокорабельными крылатыми ракетами "Калибр" - каждая подлодка оснащена четырьмя пусковыми установками. Могут стрелять ракетами и 533-миллиметровые торпедные аппараты в носу корабля.

Навигационная система "Варшавянок" инерциальная, как на баллистических ракетах. Гироскопы и акселерометры измеряют угловые скорости подлодки, а электроника, зная точку отхода, вычисляет текущее местоположение. Делать это можно и под водой, что прибавляет субмарине скрытности. Две лодки этого типа уже служат на Черноморском флоте, на 2015 год запланирована передача еще двух: "Старый Оскол" и "Краснодар".

Невидимые

Проходят испытания два фрегата: "Адмирал Григорович" и "Адмирал флота Касатонов", чуть позже к ним присоединятся "Адмирал Эссен" и "Адмирал Головко". Корабли предназначены для выполнения различных задач в дальней морской зоне. Чтобы противники не мешали, надстройки фрегатов изготовлены из особого пластика, рассеивающего радиолокационное излучение, а электромагнитное излучение самого корабля сведено к минимуму.

Вооружены корабли пусковыми установками крылатых ракет "Калибр" и "Оникс". На носу находится 100- или 130-миллиметровая (в зависимости от типа фрегата) артустановка. По дальности огня ей с крылатыми ракетами, конечно, не тягаться, но молниеносная реакция и скорострельность позволяют пушке поражать даже воздушные цели. С воздуха фрегаты прикрывают и зенитно-ракетные комплексы средней и малой дальности.

За вражескими подлодками охотятся вертолеты Ка-27 - их посадочные площадки находятся на корме. От торпед защищают реактивные бомбометы и ракетные установки "Медведка".

Малые буяны

В 2014 году Каспийская флотилия получила три малых ракетных корабля проекта "Буян-М". Теперь два "Буяна" получит и Черноморский флот. 74-метровый корабль вооружен восемью противокорабельными ракетами "Оникс" и очень хорошо защищен. Помимо стандартного набора зенитных ракет и артиллерии на "Буянах" установлена мощная система радиоэлектронного противодействия. Она морочит головки самонаведения вражеских ракет, срывает наведение на цель самолетов и кораблей, блокирует их связь и навигацию.

Черноморский флот рассчитывает получить и восемь патрульных катеров "Раптор". Четыре суденышка уже проходят испытания, еще четыре строятся. "Раптор" может развивать скорость до 48 узлов, перехватывать морские цели, высаживать десант и спасать терпящих бедствие моряков.

До конца 2015 года в состав ВМФ должно войти спасательное судно "Игорь Белоусов", сейчас испытания проходит входящий в его оснащение глубоководный аппарат "Бестер-1". Уйдет служить на Северный флот судно тылового обеспечения "Эльбрус". Построенный в Татарстане плавдок "Свияга" размером с заводской цех будет использоваться для транспортировки кораблей по внутренним водным путям.