- Россия ратифицировала Совместную Конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Какие возможности это дало ФНС?
- Сегодня Конвенцию подписала 81 юрисдикция, в том числе Великобритания, Германия, Индия, Италия, Франция, США, ЮАР и другие страны. В 57 из них Конвенция вступила в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, оказывают друг другу административную помощь в обмене налоговой информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании налоговой задолженности за рубежом и принятии обеспечительных мер. Эти механизмы являются существенным подспорьем в борьбе с агрессивным налоговым планированием и размыванием налоговой базы и в целом дают серьезные рычаги по деофшоризации экономики. Важно, что к Конвенции присоединился целый ряд офшорных юрисдикций, с которыми мы ранее не имели возможности обмениваться налоговой информацией ввиду отсутствия двусторонних налоговых соглашений. Кроме того, ст. 6 Конвенции предусматривает возможность автоматического обмена информацией. Учитывая, что сегодня в мире набирает обороты проект по внедрению нового единого стандарта предоставления сведений о финансовых счетах налогоплательщиков (единый стандарт предоставления отчетности - CRS) на основе автоматического электронного обмена данными, Конвенция может стать для нас юридическим основанием для участия в этом обмене. Присоединиться к новому глобальному стандарту обмена налоговой информацией РФ может уже в 2018 году. В 2017 году к автоматическому обмену налоговой информацией по новому стандарту должна приступить 51 страна.
- Ранее планировалось, что уже в 2013 году Россия в сотрудничестве со странами ОЭСР может запустить электронный обмен информацией о сделках с одним из государств. Кроме того, в перспективе будут сокращены сроки получения нужных данных. Зачастую ответы приходится ждать до полугода. Как сейчас обстоят дела в этой сфере?
- У нас уже налажен автоматический обмен информацией в рамках Евразийского экономического союза. Имеются планы по проведению пилотных проектов автоматического обмена на двусторонней основе с отдельными странами - членами ОЭСР. Глобальный форум ОЭСР по прозрачности и обмену информацией признал, что практика обмена информацией в РФ соответствует международным стандартам в этой области. В октябре 2014 года России был присвоен рейтинг "в целом соответствует". Такой же рейтинг имеют, например, США, Великобритания и Германия. Другой вопрос, что задержки в обмене информацией могли возникать на стороне наших партнеров по обмену. Это международная проблема, и решается она также на платформе крупных международных организаций, таких как ОЭСР, которые продвигают лучшие и наиболее передовые практики. Благодаря усилиям по налаживанию двустороннего сотрудничества с иностранными коллегами в последние годы удалось добиться повышения качества информации и сократить сроки ее предоставления, что положительно сказывается на контрольной работе.
- Ряд стран активизировал борьбу с незаконным налоговым планированием. Насколько актуально это для России?
- Глобальная экономика стремительно переходит в"цифровой формат". Одним щелчком компьютерной мышки миллиарды долларов в считаные секунды пересекают границы стран. Проблема эрозии налоговой базы и вывода прибыли имеет глобальный характер. Эта проблема остро стоит и для рыночных экономик, и для экономик с формирующимся рынком. ОЭСР совместно со странами G20 разработан План по борьбе с размыванием налоговой базы и вывода прибыли (BEPS). Сегодня реализация отдельных пунктов плана перешла в практическую плоскость. Россия также принимает в этом активное участие - минфин и ФНС участвуют в профильных группах ОЭСР по разработке мер противодействия BEPS. Кроме того, меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, коррелируют с международными мерами.
Россия разрабатывает и внедряет механизмы борьбы с незаконным налоговым планированием, эффективность которых подтверждена мировой практикой. С 2012 года у нас действуют правила налогового контроля трансфертного ценообразования по стандартам ОЭСР. Уже сегодня мы отмечаем положительный эффект от их применения для отечественной бюджетной системы. С 2015 года начали применяться новые положения НК РФ о контролируемых иностранных компаниях (КИК), которые обязывают физических и юридических лиц, контролирующих иностранные компании, уведомлять ФНС о своем участии в этих компаниях, а также учитывать прибыль КИК при налогообложении в РФ.
- Как борьба с незаконным налоговым планированием может отразиться на бизнесе?
- Любая инициатива, как правило, направлена на устранение каких-либо проблемных вопросов, пробелов и спорных мест в законодательстве, ну и, конечно, на совершенствование уже применяемых мер. Так и здесь. Очень простой посыл - если бизнес добросовестный, ему будет проще работать, поскольку он будет действовать в конкурентной деловой среде, в которой работают принципы справедливого и равного налогообложения, снижены риски недобросовестной налоговой конкуренции, подтверждается репутация и надежность контрагентов, требования и действия налоговых органов строго регламентированы законом и предсказуемы. Если же налогоплательщик, несмотря на все предупреждения и законодательные ограничения, пытается скрыть свой доход от налогообложения в офшорных юрисдикциях, на обезличенных счетах или за цепочкой номинальных владельцев, уйти в тень, то ему это будет сделать существенно сложнее из года в год. Еще раз обращаю внимание, что законопослушный бизнес это ни в коей мере отрицательно не затронет. Противодействие агрессивному налоговому планированию и размыванию налоговой базы - основной вопрос в международной налоговой повестке.
- С кем сейчас ведутся переговоры о подписании соглашений о международном сотрудничестве по налоговым вопросам?
- ФНС направила в минфин свои предложения по юрисдикциям, с которыми целесообразно начать переговоры по заключению соглашений об обмене налоговой информацией в первую очередь: Лихтенштейн, Британские Виргинские острова, Каймановы и Багамские острова, Гибралтар, острова Джерси, Гернси, Мэн.
- В последнее время ФНС прикладывает большие усилия для того, чтобы повысить качество и доступность своих услуг. Опыт каких стран может быть полезен для России с этой точки зрения?
- Глобальным трендом сегодня среди налоговых администраций является создание и развитие государственных (электронных) услуг и сервисов для налогоплательщиков. В последние несколько лет большинство налоговых администраций мира (Австралии, Новой Зеландии, США, Франции, Великобритании, Сингапура и др.) провели организационные реформы для повышения качества своих услуг и роста эффективности операционной деятельности. Главная цель преобразований - это сокращение непосредственного контакта налогоплательщика с налоговыми органами до минимума при более высоком уровне использования сервисов самообслуживания и повышения скорости и качества оказания госуслуг. Приоритет использования электронных каналов взаимодействия подразумевает межведомственный обмен данными, сокращение количества фронт-офисов, оптимизацию структур. Также необходимым условием для повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками является создание единой точки входа для персонифицированных сервисов и использование современных наиболее производительных и удобных для налогоплательщика технологий (например, мобильных приложений для самых востребованных сервисов). Налогоплательщики ожидают от нас такого же уровня оказания услуг, какой они получают от компаний частного сектора, и мы стремимся максимально соответствовать этим требованиям.
Самые передовые решения сегодня внедряются в Новой Зеландии и Сингапуре - они уже не первый год лидируют в рейтинге Doing Business по уровню благоприятного делового климата. Мы внимательно изучаем этот опыт. Например, коллеги из Сингапура с недавнего времени начали внедрять услугу, при которой налогоплательщик в принципе освобожден от обязанности представлять налоговую отчетность и обращаться в банк для оплаты налогов. Налоговые органы автоматически списывают причитающуюся сумму налогов. Конечно, такой сервис доступен далеко не всем компаниям, но, мне кажется, у этого подхода есть будущее. Кстати, наши стандарты налогового администрирования в полной мере соответствуют мировым. Более того, мы думаем и развиваемся в одном направлении с иностранными коллегами.
- Приведите пример.
- Практика налогового администрирования зарубежных стран показывает, что определенная часть компаний не уплачивает налоги просто от того, что не владеет достаточной информацией о сроках, порядке их исчисления и уплаты. Поэтому мы уделяем огромное внимание развитию доступной информационной поддержки для налогоплательщиков. Важнейшим направлением работы является создание единого контакт-центра ФНС на основе опыта лучших российских и зарубежных сall-центров. Сейчас единый контакт-центр ФНС работает на базе пяти региональных филиалов, находящихся в Москве, Нижнем Новгороде, Волгограде, Кемерово и Санкт-Петербурге. В среднем за день в центр поступает более 8000 вызовов. Стратегической целью ФНС, как и большинства стран с продвинутыми системами налогового администрирования, является сокращение личного приема налогоплательщиков, перевод взаимодействия с ними в электронный вид и повышение стандартов качества оказываемых услуг. ФНС многое делает для этого: развивает электронные сервисы, предоставляемые через интернет-сайт, разрабатывает специальные программные продукты, внедряет систему менеджмента качества своей работы. Широкое распространение получила сдача отчетности с использованием телекоммуникационных каналов связи - более 80% налогоплательщиков сдают отчетность в электронном виде.
- Какие новые системы стандартов деятельности и менеджмента качества ФНС были приняты в последнее время?
- ФНС работает над внедрением системы менеджмента качества предоставления услуг, включая разработку стандартов обслуживания налогоплательщиков. По итогам этой работы мы хотим получить функционирующую систему менеджмента качества, которая будет направлена на повышение удовлетворенности налогоплательщиков и постоянное улучшение деятельности налоговых органов в соответствии с нормами законодательства и требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования". Для внедрения этой системы определены основные направления работ: диагностика текущих процессов предоставления услуг; анализ текущих процессов предоставления услуг; разработка предложений по оптимизации процессов предоставления услуг; разработка документов, необходимых для формирования системы менеджмента качества; опытное внедрение оптимизированных процессов предоставления услуг; анализ опытного внедрения оптимизированных процессов предоставления услуг; подготовка к промышленному внедрению оптимизированных процессов предоставления услуг и внесение изменений в нормативные правовые акты. Этот вопрос особенно актуален в условиях оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных налоговых органов с учетом качества предоставления ими услуг. Это масштабный проект, к которому с 2015 года подключена ФНС. Граждане будут оценивать такие госуслуги, как госрегистрация юрлиц, физлиц и индивидуальных предпринимателей; предоставление сведений из ЕГРЮЛ; бесплатное информирование.
- С какими новыми вызовами сталкивается сегодня ФНС на международной арене?
- Нужно понимать, что деятельность в налоговой сфере имеет главным образом административный характер. В наполнении своих бюджетов и эффективном сборе налогов заинтересованы все страны - политика здесь уходит далеко на задний план. Кроме того, глобальные процессы в современном мире приняли такой масштаб, что с сегодняшними налоговыми вызовами можно бороться только при условии участия максимально большого количества стран. У наших иностранных коллег есть четкое понимание этой ситуации. ФНС имеет положительную репутацию на мировой арене. Наши успехи признаны ОЭСР и G20. Например, руководитель ФНС является вице-председателем Форума по налоговому администрированию - крупнейшей и наиболее авторитетной площадки в налоговой сфере. Это о многом говорит.