Сегодня около 40% лекарств, обращающихся на рынке, закупается за бюджетные средства. При организации торгов в регионах нередко возникали спорные ситуации - насколько взаимозаменяемы лекарства с одним и тем же международным непатентованным наименованием. Предпринимались и различные уловки, чтобы подогнать лоты под конкретного поставщика. Теперь это будет невозможно.
Не менее важное решение - введение уголовной ответственности за обращение контрафактных и фальсифицированных лекарств. Действие закона распространено и на поддельные и контрафактные БАДы. Но чтобы новые нормы начали действовать на практике, нужно создавать целую систему выявления такой продукции, начиная со стадии производства.
Принят и еще один важный документ - новый Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Он тесно увязан с проблемой ценообразования, создание его новой методики также предусмотрено поправками к 61-ФЗ. Но в связи с колебаниями курса валют у некоторых производителей рентабельность уже резко снизилась, а по отдельным препаратам ушла в минус. Нужно оперативно вносить изменения в действующую методику ценообразования. Иначе есть опасения, что кто-то из производителей, даже войдя в перечень, не сможет выпускать необходимые препараты.
Знаковым событием стало и подписание Соглашения об общих принципах и правилах фармрынка ЕАЭС. На уровне ЕАЭС рассматриваются общие Правила надлежащей дистрибьюторской практики, транспортировки, хранения лекарств и т.д. В этом году они должны быть приняты. Это снимет государственные и административные барьеры для обращения лекарств, создаст более благоприятные условия и для производителей, и для дистрибьюторов, а в итоге в выигрыше будут потребители.