В любом случае ожидается рост, хотя цены на нефть упали ниже 50 долларов за баррель. Почему? И почему вице-премьер ожидает достаточно стабильный вариант - в пределах инфляции?
Лишь на 40 процентов стоимость бензина определяется ценой нефти. Далее, в цене Аи-92 на производство приходится 10 процентов, на прибыль производителей - около 5 процентов, и почти 15 процентов "съедает" торговая надбавка. Наконец, при прежней налоговой конструкции примерно 30 процентов уходило на НДС и акцизы, объясняет начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Из этого расклада следует, что раз нефть в последние полгода сократилась в цене в два раза, бензин должен подешеветь процентов на 20. Но оказывается, все гораздо сложнее.
Рыночные механизмы таковы, что внутренняя цена нефти в России должна быть примерно равна мировой за вычетом экспортной пошлины. А та, в свою очередь, пропорциональна мировой цене на нефть. Но при резких колебаниях нефтяных цен, а именно это в последнее время и происходит, ситуация усложняется: пошлина корректируется не моментально, а с отставанием. Вдобавок при скачках нефти теряет стабильность и курс рубля.
До конца 2014 года курс рубля и цена на нефть более или менее равномерно шли "в противофазе", и мировая цена на нефть в рублях оставалась стабильной - на уровне 3600 рублей за баррель, что в январе, что в ноябре 2014 года. Не менялась и ставка экспортной пошлины. В декабре мировая цена на нефть в рублях снизилась на 3-4 процента, а "запаздывающая" пошлина, напротив, чуть возросла, опять же если считать в рублях. Соответственно, внутренняя цена нефти должна была снизиться - и в это время было зафиксировано некоторое снижение цены на бензин.
Но в начале 2015 года ситуация изменилась: вступил в силу "налоговый маневр", который несколько "сдвигает" предыдущую арифметику. Ставка экспортной пошлины снизилась с 59 до 42 процентов, соответственно, уменьшилась и ее удельная сумма - сразу на треть по сравнению с декабрем.
Поэтому, даже несмотря на существенное снижение мировой цены на нефть в рублях, расчетная внутренняя цена нефти должна возрасти, что ведет к удорожанию топлива в стране, отмечает Александр Курдин. Но вместе с этим снижаются акцизы на бензин - на евро-5 менее чем на 5 процентов, на евро-4 - более чем на 20 процентов, и это в свою очередь играет в пользу снижения цен.
В итоге сейчас мы имеем в целом стабильные цены на бензин (с начала года их рост составил лишь 0,2-0,3 процента), которые кажутся просто-таки островком устойчивости среди окружающих водоворотов нефтяных цен, валютных курсов и даже налоговых ставок. Правда, причиной этому может быть не столько взаимная компенсация всех факторов, сколько нежелательность для компаний резко менять цены.
Дмитрий Махонин, начальник Управления контроля ТЭК ФАС:
- В конце прошлого - начале этого года на цены на бензин начали влиять новые разнонаправленные факторы: дорогой кредит и налоговые изменения в нефтяной отрасли. "Налоговый маневр" будет влиять на цены в сторону повышения, но сейчас спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке снизился, поэтому этот фактор пока не проявился. Цены в крупнооптовом сегменте стабильны, есть даже некоторое снижение. Участники рынка выжидают, надеясь на снижение ключевой ставки ЦБ, что должно сделать кредиты более доступными. И будут тянуть максимально долго, поскольку топливо что на бирже, что на внебиржевом рынке приобретается под стопроцентную предоплату, для которой нужен кредит.
Отложенный спрос рано или поздно себя проявит. В марте начнется период ремонта ряда НПЗ, перед этим участники рынка должны накопить резервы. К тому же в ближайшей перспективе могут стать выгоднее поставки на внешние рынки. Это приведет к росту оптовых цен. ФАС будет внимательно следить за тем, как поведут себя нефтяные компании в этот период. Если розничные цены будут повышаться до перелома тренда в оптовом сегменте, ФАС будет рассматривать это как злоупотребление доминирующим положением на рынке и принимать соответствующие меры. С другой стороны, если в ближайшие недели две предложение по-прежнему будет превышать спрос, розничные цены могут и снизиться. Что касается разницы в стоимости моторного топлива в соседних регионах, то все зависит от структуры конкретных рынков. Традиционно на АЗС вертикально интегрированных компаний цена ниже, чем у независимых участников. А в некоторых регионах доля этих последних высока. Кроме того, разница в стоимости топлива может достигать 1,5 рубля только за счет логистики. Бывает, что в Иваново везут топливо с Московского НПЗ, а в соседний регион - из Омского, и компании идут на это из-за некоторых особенностей действующего налогового законодательства.