Полностью заменить египетское солнце, Красное или Средиземное море Подмосковье не сможет, но уже сейчас есть интересные предложения по талассотерапии, развиваются спа-курорты, и это может переманить клиентов, предпочитающих европейские курорты. Наши отельеры потихоньку доказывают, что отдых в Подмосковье - это уже не только шашлыки, это - спа-курорты, термальные источники, медицинские процедуры, горнолыжные склоны и многое другое. Кроме того, улучшается транспортная доступность. Долгие годы потенциальные посетители близких к Москве оазисов тишины и спокойствия отказывались от такого отдыха из-за перспективы провести пять-шесть часов в пробках. Сегодня эта проблема постепенно решается, открываются новые дороги, которые сокращают время в пути.
"Мы ожидаем увеличение спроса в этом году еще на 25-30%. Конечно же, это связано в первую очередь с экономической ситуацией в стране, поездка за границу стала значительно дороже в пересчете в евро, и люди предпочитают переждать этот период в подмосковных отелях, многие из которые по качеству предоставляемых услуг не уступают европейским курортам", - говорит Рустам Шарипов, управляющий парк-отеля "Картмазово-Внуково".
Конечно, показатели роста спроса по каждому сегменту отелей индивидуальны, так как и аудитория очень различается. "Наиболее распространенный сегмент - городские бизнес-отели, где наблюдается рост загрузки в среднем на 10-15%. Соответственно, мы можем сделать вывод, что бизнес-активность в Москве и регионах растет. В то же время количество иностранных гостей уменьшилось, но на городских отелях это не отразилось. Растет спрос на услуги загородных гостиниц в России. Мы наблюдаем увеличение загрузки в подмосковных отелях. Доля частных гостей увеличилась в среднем на 20%, но и на 20% уменьшился корпоративный сегмент - компании стали меньше проводить выездные мероприятия", - говорит Евгений Бугровский, директор по управлению сети отелей Heliopark Hotels & Resorts.
По мнению экспертов, существующий сегодня интерес к отелям Подмосковья сохранится в ближайшие годы, ожидается спрос со стороны частных гостей на отдых в выходные дни и большие праздники. Уже начиная с декабря люди планируют отдых на 23 февраля и 8 марта. А тенденция спада запросов от корпоративных клиентов в этом году не изменится.
Все опрошенные "РГБ" отельеры признают, что работать в индустрии гостеприимства становится сложнее. Гость в Подмосковье стал более требовательным. Сегодня в структуре клиентов домов отдыха растет доля семей, а значит, появляются новые требования. Гости хотят дополнительных мест в номерах, детские стульчики, детское меню, игровые комнаты, услуги няни и т.д. Особые требования предъявляются к инфраструктуре. Сегодня обязательно наличие дополнительных услуг: бассейна, контактных зоопарков, где дети могут покормить животных, конюшни, салона красоты. Стабильно высокий спрос на анимацию для взрослых и детей, и отелям необходимо разрабатывать интересные программы для всех категорий гостей.
"Требования у всех похожи - сервис, развлечения и минимум оплаты. Клиент не только требовательный, он стал еще и разборчив. Если раньше на некоторые моменты постоялец мог махнуть рукой, то сегодня он будет хотеть услугу в полном объеме. И это положительный момент", - говорит Руслан Фролов, гендиректор компании "ГРАФ".
Многие отели и дома отдыха переходят на систему "все включено". Формат очень востребован, и его наличие в подмосковных отелях является преимуществом для гостей при выборе места отдыха. "Еще несколько лет назад в России большим спросом пользовались полупансионы, но сегодняшняя ориентированность людей на семейный отдых сильно повлияла на отельный бизнес, запросы и требования к отдыху изменились. Нельзя утверждать, что именно наличие системы "все включено" влияет на решение гостя отдыхать в России, множество других факторов в совокупности формирует изменение спроса. По мнению гостей, предложения российских сетей сходны с предложениями зарубежных коллег, но гораздо выгоднее. Ранее мы не могли конкурировать с морскими зарубежными курортами. Сегодня предлагать клиенту большое количество услуг, включенных в стоимость проживания, и организовать разнообразный отдых - необходимость в связи с жесткой конкуренцией", - резюмирует Бугровский.
Впрочем, проблем у близких к столице отельеров еще очень много. Не хватает трехзвездочных отелей, отелей с четкой концепцией. Все еще хромает сервис, во многих пансионатах очень ограниченный спектр услуг, а износ основных средств в некоторых случаях очень серьезный.
Соотношение "цена-качество" в целом по отрасли эксперты оценили как среднее. Уровень цен в подмосковных отелях завышен, в некоторых случаях до 50%. "Часто отели работают по серым схемам и редко договариваются о единой стратегии ведения бизнеса между собой, чем пользуются крупные туристические агентства и компании, - говорит Евгения Тренева, директор департамента продаж и маркетинга Конгресс-отеля "Ареал". - Но тут я бы рассматривала еще соотношение "ценность-цена" в зависимости от того, что хочет получить клиент. Если для него самое важное водоем и не так важны номера и питание, то он поедет по низким ценам в дом отдыха уровня 3 звезды, но сможет целыми днями купаться и загорать и при этом останется абсолютно доволен отдыхом. Если же это гости, которые планируют крупную конференцию, то на первый план выйдут конференц-залы, их количество, качество и оборудование. И круг выбора сузится. Если же это пара, которая планирует отпраздновать свадьбу, то тут будет важно все, и вопрос цены, скорее всего, будет на приоритетном втором месте, а может быть, даже и на третьем".
Конкуренция в этом сегменте рынка ощутимая, но поле для развития еще есть. Предложение распределено территориально неравномерно, какие-то направления перегружены, а где-то есть явный потенциал и неудовлетворенный спрос. Также есть возможность для развития самого туристического подмосковного продукта: новые услуги, интересные концепции и комплексные предложения.
По словам заместителя руководителя Ростуризма Николая Королева, спрос на внутренний туристический продукт увеличился. Всем запомнился ряд громких банкротств в этом году: отток клиентов турфирм, в первую очередь обслуживающих "выездных" туристов, был спровоцирован кризисом недоверия к туристическим компаниям: "Можно с сожалением отметить, что у нас недостаточно развит формат апартотелей и апартаментов для использования в туристских целях. Но это очень перспективное направление, в том числе и в автомобильной доступности от Москвы. Преимущества апартаментов для многих туристов очевидны. Апартаменты удобны семьям. Развитие формата апартотелей дает больше возможностей российскому туристу и стимулирует туристические потоки внутри страны. При этом нельзя забывать и об иностранных гостях. Для них формат апартаментов и апартотелей привычен и понятен. А значит, предложив им такого рода размещение, мы еще и способствуем увеличению турпотока из-за рубежа".
По словам представителя туристического ведомства, в формат апартотелей поверили инвесторы. "Прикидка" у них на 15-20 ближайших лет. Развитие апартотелей происходит не только по причине условно вынужденного переформатирования, как после Олимпиады в Сочи, но и в других популярных туристских дестинациях, как, например, в Завидове в Тверской области, где локализуются практически все виды курортного отдыха средней полосы. Гольф-поле международного класса, яхтинг, активные и даже экстремальные виды спорта, весь спектр зимних развлечений, кроме горных лыж.
"Олинклюзив" - штука, безусловно, привлекательная, однако, думается, что в доступности одного-трех часов на машине это не самая необходимая услуга. Гораздо более будут востребованы по-настоящему качественный сервис и инфраструктура, которые у нас развиваются", - резюмировал заместитель руководителя Ростуризма.