Российский рынок публичных сетей Wi-Fi активно развивается как за счет масштабных проектов, которые более всего характерны для Москвы, так и за счет большого числа менее крупных региональных внедрений. По оценкам J son & Partners Consulting, объем российского рынка управляемых сетей Wi-Fi в 2013 году превысил 1,5 млрд рублей, из которых 70% пришлось на услуги связи и рекламу, а оставшиеся 30% - на прямые продажи оборудования, сервис по его интеграции и обслуживанию и доходы от сдачи оборудования в аренду. В российских публичных сетях Wi-Fi доминируют неуправляемые сети, поддерживаемые юридическими лицами для оказания безвозмездных услуг доступа в Интернет своим клиентам в сегменте B2B. Управляемые сети занимают около 40% по количеству точек доступа и относятся, как правило, к крупным проектам операторов. Практически все проекты в сегментах B2C и B2G относятся к классу управляемых сетей Wi-Fi.
В России наибольшее распространение получили B2B-проекты, в которых оплата внешнего интернет-канала осуществляется владельцами заведений, в то время как для конечных пользователей доступ по Wi-Fi бесплатен. Крупнейшие интернет-провайдеры используют сети Wi-Fi для повышения абонентской лояльности, улучшения абонентского опыта и предоставления конвергентных услуг интернет-доступа. Появляются первые масштабные проекты, ориентированные на получение доходов от рекламы. В будущем аналитики ожидают активизации в сегменте Wi-Fi-аналитики.
Перспективы управляемых сетей Wi-Fi в Москве во многом связаны с реализацией проектов в госсекторе и городской инфраструктуры. Согласно ожиданиям, пик спроса на Wi-Fi в Москве придется на 2018 год, когда в России планируется чемпионат мира по футболу. На рынке управляемых сетей Wi-Fi Санкт-Петербурга операторы реализуют в основном "имиджевые" проекты Wi-Fi по модели B2C с бесплатным для пользователей интернет-доступом на невысокой скорости.
По данным опросов мировых операторов, наиболее важные стратегии монетизации сетей Wi-Fi в перспективе будут связаны с разгрузкой мобильных сетей передачи данных (Wi-Fi Offload), геолокационными сервисами, аналитикой на основе данных пользователей сетей Wi-Fi и услугами для бизнеса.
Основными драйверами развития рынка публичного Wi-Fi эксперты считают увеличение пользовательского спроса и стремительный рост количества гаджетов. "Плюс в том, что для установки точки Wi-Fi не требуется каких-либо специальных лицензий. Но Wi-Fi все еще есть не повсеместно и не всегда он бесплатный. Многие кафе, рестораны, общественные пространства не проводят Wi-Fi, так как по-прежнему не понимают, что для них это дополнительный инструмент рекламы, и теряют потребителей. Другой фактор, замедляющий развитие этого рынка, - конкуренция с мобильным Интернетом и снижение тарифов на связь. Тем не менее сети Wi-Fi демонстрируют большую работоспособность в помещениях и составляют серьезную конкуренцию LTE", - отметил руководитель департамента технического развития и эксплуатации Orange Business Services в России и странах СНГ Владимир Валькович.
Помимо конкуренции с операторами существует еще одна проблема, которая может замедлить развитие рынка Wi-Fi. "Одним из шоков для рынка является инициатива правительства активно регулировать Интернет в целом и публичные точки доступа в него в частности. Например, постановление об обязательной идентификации пользователей при выходе в Интернет через публичную точку доступа, - рассказал руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа. - Но, несмотря на это, объем российского рынка управляемых сетей Wi-Fi будет расти, по нашим оценкам, на 15-25% в следующие два года. Интересно сравнивать новые отчеты со старыми: так, в апреле 2005 года аналитики J son & Partners Consulting насчитали в России только 346 хот-спотов (точек доступа Wi-Fi). А сейчас у одного только оператора Beeline их порядка 15 тысяч. Тормозит развитие сетей отсутствие инвестиций в инфраструктуру со стороны государства, которое могло бы использовать уже существующие здания и каналы связи для распространения беспроводной связи".
Потребности общества в качественном доступе в Интернет в любом публичном месте возрастают с каждым годом. "В таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, люди уже привыкли получать доступ в Сеть практически везде - в парках, кафе, отделении банка, даже метро. Wi-Fi остается идеальной технологией "последней мили", разгружающей базовые станции сотовых операторов и позволяющей людям не тратить лишние деньги на сотовую связь. Для владельцев публичных мест (ресторанов, отелей, отделений банков, парков) хорошая зона Wi-Fi - это способ привлечения и удержания клиентов, которая порой становится решающей в выборе посетителя. Бесспорно, затраты на оплату клиентского трафика ложатся на плечи владельцев публичных мест, но выбора у них нет, конкуренция диктует свои условия работы с клиентом, - считает вице-президент по продажам компании "Техносерв" Евгения Тен. - В регионах развитие публичного Wi-Fi идет несколько медленнее. Этому есть закономерные экономические причины, но в будущем рост рынка в регионах также неизбежен".
Эксперт отметил, что развитие Wi-Fi в рамках городской инфраструктуры имеет и социальное значение. Это позволяет мегаполису иметь развитую инфраструктуру и технологию "последней мили" для решения вопросов социальной безопасности, например, для подключения видеокамер, обмена информацией о чрезвычайных ситуациях и тому подобное.