19.01.2015 23:00
    Поделиться

    На Винзаводе открылась выставка, посвященная истории электронной музыки

    Чем выше руки - тем выше звук, сопровождающий каждое их движение потусторонними завываниями. Красивее всего получается, когда скрещиваешь руки над головой: космические ноты, описав петлю, будто бы сходятся в одной точке. Чтобы играть на терпситоне, надо встать на деревянную платформу и каждое твое движение - ног ли, рук начнет звучать.

    Создание музыки из воздуха - а именно так это и выглядит - до сих пор кажется чудом, наблюдая которое, не хочется слушать про антенны и электромагнитные колебания. Кстати, автор и куратор выставки "Пионеры звука", хранитель коллекции первых электронных инструментов, руководитель "Термен-центра" при Московской консерватории Андрей Смирнов считает, что началось все даже не с Льва Термена, играющего тут в архивной хронике Сен-Санса на терменвоксе.

    - Композитор и изобретатель Арсений Авраамов - "глыба", сравнимая с Павлом Флоренским, - говорит Смирнов. - Это был выдающийся теоретик музыки, прекрасный акустик, конструктор, математик.

    На выставке Авраамову посвящен целый зал - вот математические выкладки, по которым моделировали звук струны, первая рисованная звуковая дорожка: на пожелтевшем листе - плавные и ломаные линии одна на другой. Если звук отображается на диаграмме, думали инженеры из ГИМНа, Государственного института музыкальной науки - почему не нарисовать звук самим, и он будет звучать без инструментов, с помощью особых приборов.

    И вот их приборы, первые синтезаторы - "Вариофон" Евгения Шолпо, похожий на старинный телеграфный аппарат (его можно послушать в наушники, примерно так звучат детские электронные игры), "Экводин" (в хронике на нем, крохотном "рояльчике", играет изобретатель Андрей Володин, на выходе - звук скрипки), " Шоринофон" - один из первых магнитофонов, на котором писали звук к александровским "Веселым ребятам"...

    Имена людей, совершивших прорыв в 1920-е, неизвестны в мире и забыты в России: их институты были разогнаны, сами гении попали за решетку (Термен, напоминает выставка, в туполевской "шараге" придумывал подслушивающее устройство), а их идеи - в архивы, которые, к счастью, оказались в руках Андрея Смирнова.

    Гораздо счастливей была судьба "пионеров звука" из Австрии - на выставке сверкает блестящими ручками легендарный синтезатор "Мугтониум", построенный Бобом Мугом, чья фамилия - Moog - теперь известна каждому. Поэтому в русских музыкантах-математиках поражает не только уровень их идей, и сейчас находящих воплощение в современных технологиях (Муг, кстати, применил в своем синтезаторе идеи, разработанные Авраамовым и Шолпо). Поражает их настойчивость, они продолжали свое дело вопреки всему.

    Под стеклом на выставке - письма парторга колхоза "Гигант" тов. Штрянина, в 1932 году начавшего "строить" 23-струнную электрогитару и просившему ГИМН помочь ему с радиодеталями. Дело потонуло в бюрократии, и точку в переписке поставил сам Штрянин: "Ни помощи, ни совета я не дождался, - пишет он в последнем письме. - И эту чертову гитару уже построил, концерт отыграл и начинаю строить новую - 38-струнную..."

    До наших дней, увы, дошел только рисунок уникального инструмента.

    Поделиться