Создание музыки из воздуха - а именно так это и выглядит - до сих пор кажется чудом, наблюдая которое, не хочется слушать про антенны и электромагнитные колебания. Кстати, автор и куратор выставки "Пионеры звука", хранитель коллекции первых электронных инструментов, руководитель "Термен-центра" при Московской консерватории Андрей Смирнов считает, что началось все даже не с Льва Термена, играющего тут в архивной хронике Сен-Санса на терменвоксе.
- Композитор и изобретатель Арсений Авраамов - "глыба", сравнимая с Павлом Флоренским, - говорит Смирнов. - Это был выдающийся теоретик музыки, прекрасный акустик, конструктор, математик.
На выставке Авраамову посвящен целый зал - вот математические выкладки, по которым моделировали звук струны, первая рисованная звуковая дорожка: на пожелтевшем листе - плавные и ломаные линии одна на другой. Если звук отображается на диаграмме, думали инженеры из ГИМНа, Государственного института музыкальной науки - почему не нарисовать звук самим, и он будет звучать без инструментов, с помощью особых приборов.
И вот их приборы, первые синтезаторы - "Вариофон" Евгения Шолпо, похожий на старинный телеграфный аппарат (его можно послушать в наушники, примерно так звучат детские электронные игры), "Экводин" (в хронике на нем, крохотном "рояльчике", играет изобретатель Андрей Володин, на выходе - звук скрипки), " Шоринофон" - один из первых магнитофонов, на котором писали звук к александровским "Веселым ребятам"...
Имена людей, совершивших прорыв в 1920-е, неизвестны в мире и забыты в России: их институты были разогнаны, сами гении попали за решетку (Термен, напоминает выставка, в туполевской "шараге" придумывал подслушивающее устройство), а их идеи - в архивы, которые, к счастью, оказались в руках Андрея Смирнова.
Гораздо счастливей была судьба "пионеров звука" из Австрии - на выставке сверкает блестящими ручками легендарный синтезатор "Мугтониум", построенный Бобом Мугом, чья фамилия - Moog - теперь известна каждому. Поэтому в русских музыкантах-математиках поражает не только уровень их идей, и сейчас находящих воплощение в современных технологиях (Муг, кстати, применил в своем синтезаторе идеи, разработанные Авраамовым и Шолпо). Поражает их настойчивость, они продолжали свое дело вопреки всему.
Под стеклом на выставке - письма парторга колхоза "Гигант" тов. Штрянина, в 1932 году начавшего "строить" 23-струнную электрогитару и просившему ГИМН помочь ему с радиодеталями. Дело потонуло в бюрократии, и точку в переписке поставил сам Штрянин: "Ни помощи, ни совета я не дождался, - пишет он в последнем письме. - И эту чертову гитару уже построил, концерт отыграл и начинаю строить новую - 38-струнную..."
До наших дней, увы, дошел только рисунок уникального инструмента.