Кем вы работаете?
Владимир Ананьин: Я работаю инженером отдела технической поддержки в одной из компаний Волгодонска. Наше предприятие выпускает топливозаправочные колонки и прочее оборудование для АЗС. В мои обязанности входят консультации клиентов в случае, если у них возникли проблемы с работой и настройкой оборудования. Окончил Таганрогский радиотехнический университет. Работа у меня стабильная, интересная и оставляет много свободного времени для моих увлечений. Одно время под влиянием Толстого было желание перебраться на землю, но по совету того же Толстого я решил, что менять образ жизни нужно только тогда, когда жить как прежде уже не можешь, а пока этого не произошло, оставаться в том положении, в котором живешь сейчас.
Чем привлекли вас философские вещи Толстого?
Владимир Ананьин: Они открыли мне смысл жизни, помогли мне поверить в Бога. Они всегда утешают меня в печальные минуты жизни и вдохновляют в радостные. Чтение произведений Толстого, особенно дневников и писем - это общение с родственной душой, восполнение дефицита духовного общения. В последнее время я стал ловить себя на мысли, что чтение Толстого помогает оставаться здравомыслящим. Когда натолкаешься за день среди сумасшедших (а разве не сумасшествие не думать вовсе о душе, а только о славе, деньгах и удовольствиях?), то вечером, закрывшись у себя в комнате, приятно в тишине читать о любви, добре, милосердии, разуме... Ведь если посмотреть на то, как живут люди, то как будто эти понятия остались только в словаре, а в жизни их нет. Мир живет безумной жизнью, и Толстой - это мой друг, который помогает выстоять в противостоянии с миром. Всякому разумному человеку приходится плыть против течения. Толстой - как спасительный плот.
Толстой вам заменил церковь?
Владимир Ананьин: Ничего из Толстого не надо брать на веру! Его мысли так практичны, что так и просятся, чтобы их проверили на практике. Я вегетарианец, холост, отказался от военной службы, отношусь терпимо к людям всех вероисповеданий, стараюсь любить одинаково всех людей, - не потому, что так сказал Толстой, а потому, что все выше перечисленное приносит мне благо. Для других лучше есть трупы животных, убивать и готовиться к убийству своих братьев, осуждать людей, которые верят не так, как они, презирать неспособных к успеху. Что ж, это их право! Если они на деле испытали все это и нашли для себя это самым лучшим, то я ничего не могу им возразить. Если же они заблуждаются и делают все эти дела, которые я считаю нехорошими, только по невежеству, то я бы, конечно, очень желал, чтобы они прозрели, но это не в моей власти. Если Бог им не открыл глаза, то что может сделать такое ничтожество как я?
Толстой - не учитель, а друг. Он ничего не навязывает. Он говорит с тобой как с равным. Он - великий мировой писатель, умерший сто лет назад, а я простой, никому не известный инженер из захолустного городка на юге России, но мы с ним равны, едины, потому что мы живем с ним одним и тем же.
Благодаря ему я познакомился с Евангелиями, буддистской, индуистской, китайской литературой. Многие писатели, упомянутые Толстым в письмах, статьях, стали моими любимыми: Платон, Эпиктет, Марк Аврелий, Паскаль, Руссо, Эмерсон, Торо, Чаннинг, Шопенгауэр.
Вы что-то открыли новое в Толстом во время оцифровки его томов?
Владимир Ананьин: Пристальное отношение к тексту во время вычитывания помогало проникнуть еще глубже в смысл написанного. Помню, когда я взялся за распознавание "На каждый день", то многие мысли мне были знакомы, так как до этого я уже читал похожие произведения: "Круг чтения" и "Путь жизни". Но иногда попадались такие мысли, что дух захватывало! Толстой умеет посмотреть на самые привычные вещи с самой неожиданной стороны и открыть в них совсем новое.
Благодаря этой работе я познакомился с Феклой Толстой, с которой у меня завязалась самая дружественная переписка. Ну а дальше была поездка в Хамовники на презентацию проекта "Весь Толстой...". Оттуда я уехал в Ясную Поляну поработать волонтером в усадьбе и провел там самый лучший отпуск в моей жизни.