Владимир Хотиненко, режиссер
Крещение - один из основных двунадесятых праздников. Мне показалось замечательным, что некоторые люди, даже не зная, что это за день - Богоявление, Крещение Христа - воспринимают его, как праздник единения. Купание в купели, которое является традицией, хотя церковь и не признает его сакральным актом, объединяет людей. Мы сейчас живем в тяжелое время, когда присутствует общее ощущение тревоги. И это омовение в общей купели - как некий акт объединения. Именно в этом году мне показалось, что ощущается особенно остро необходимость почувствовать через ритуал омовения, что мы - есть, и мы - вместе.
Я глубоко убежден, что, независимо от сугубо французских традиций, которые давно существуют, и на которые опираются многие комментарии, есть вещи достаточно простые. Ну, почему бы не исключить из этого карикатурного набора всего несколько персонажей? Может быть, некоторые и не обращали внимание, но я видел, что во время шествия во Франции несли, например, и карикатуру, изображающую Богородицу в непристойной позе. Это, конечно, замечательно, что шествие объединило людей, но во имя чего? Ведь результата-то не было!
Печально и то, что даже когда показали руководителей европейских стран, которые шли отдельно, не вместе с людьми - это прошло, как что-то неважное. И вообще все напоминало очередной способ манипулирования сознанием - не очень остроумные карикатуры, среднее издание, непопулярное… И вдруг "мусор" оказывается в центре внимания. Вообще вся эта ситуация для меня - как иллюстрация абсолютного духовного кризиса. Отсутствие идеи! Если вот эта бессмысленная тема воспринимается, как идея, то мы тогда далеко зашли. Кроме печали, у меня это ничего не вызывает. Бессмысленная печаль…
В самом письме, которое направлено премьер-министру и подписано, в том числе, и мной, очень точно сформулировано: это не возвращение мата в кино, но попытка дифференцировать - не выплескивать с водой и ребенка. Нельзя формулировать так, как везде пишут: "возвращение мата в кино". Речь - об использовании ненормативной лексики в исключительных случаях, и тогда, когда это имеет художественный характер. Это касается и формы, и содержания.
Есть анекдот, он - короткий. Дети стали приходить из детского садика домой и материться. Родители пришли: что случилось? Воспитатели отвечают, мол, мы такому не учим, но вот у нас тут сварщики работают… Родители подходят к сварщикам и спрашивают: "Неужели вы выражаетесь при детях?" - "Что вы, - отвечает один из сварщиков. - Вот товарищ мне капнул горячим оловом на голову. А я ему культурно говорю: "Николай, как же вы могли так поступить?". Так что есть ситуации, где подобное - неоправданно. Поэтому нужно точно определять, и к каждому случаю, особенно в ярких художественных произведениях, относиться индивидуально.
Министр культуры Владимир Мединский предупредил, что ради "кассы" российских фильмов будут переносить даты релизов зарубежных. Я слышал об этом, как и о том, что могут вообще ограничить прокат зарубежных фильмов. Но, думаю, что запретами тут ничего не сделаешь. Но если - опять же - попытаться дифференцированно к этому относиться, и немножко расчистить дорогу для проката нашего кино… Однако, кто будет это делать и как - вот в чем фокус. Было бы неплохо, но как технически это осуществить? В любом случае, на уровне эксперимента нужно попробовать расчистить пространство для нашего кино. Все равно что-то нужно делать с прокатом, чтобы российское кино в кинотеатрах показывалось не 10 процентами, а побольше.
В пятницу состоится вручение очередной премии "Золотой орел". Я сам номинируюсь в разделе телефильмов-минисериалов (до 10 серий) с картиной "Бесы". В этом году есть номинации, где ситуация достаточно ясная. А есть те, где очень сложная. Например, номинация "Полнометражный игровой фильм". В ней представлены Кончаловский, Михалков, Звягинцев. Трудно даже представить, какое решение будет принято. Понятно, что все - в руках академиков, но к этому разделу - острый интерес. Я-то ко всем премиям отношусь всегда довольно спокойно. Но сегодня мне самому любопытно, чем все закончится.