Часть лифтов хоть и с рядом доработок, но из разряда серийных. Их производство в Могилеве уже отработано. А вот подъемники, которые установят в здании, где будет работать реактор, пришлось создавать с "чистого листа".
Многие, наверное, обращали внимание на своего рода башенки на крышах многоэтажек - расположены они над каждым подъездом. Это не элемент декора, а машинные помещения лифтов. Там, по сути, находится сердце сложных машин - лебедка и пульт управления. Как правило, эти помещения в несколько раз больше шахты лифта. Ведь там и оборудование должно разместиться, и место должно быть для тех, кто придет технику обслуживать. Надо еще и свободный доступ к наиболее важным узлам, требующим контроля и сервиса обеспечить.
На Ленинградской АЭС-2 все вышло несколько иначе. Машинное помещение, по предоставленному лифтостроителям проекту, оказалось такого же размера, как и шахта лифта. Традиционную лебедку в нем установить не представлялось возможным. Пришлось конструировать новую. Безредукторную, на постоянных магнитах. Эта лебедка - одна из последних разработок "Могилевлифтмаша". Причем из привозных узлов там лишь импортный двигатель. За такими лебедками, говорят на заводе, - будущее. КПД возрастает на 30 процентов. А вот электроэнергии тратится меньше. Отработав механизм лебедки до совершенства при выполнении ответственного заказа, их можно запускать в серию, устанавливая в обычные жилые дома. Что лифтостроители и собираются предложить своим партнерам.
Лифты, поставленные на Ленинградскую АЭС-2, - сейсмоустойчивые: могут выдержать землетрясение до 7 баллов. А еще оборудованы дополнительными механизмами защиты. Под лифтовой шахтой, к примеру, предполагается построить помещение, где могут находиться люди. Это тоже учтено - все сделано так, что если вдруг какая-то деталь и упадет, то перекрытие, находящееся ниже уровня шахты, точно не проломит. Предусмотрена и дополнительная система эвакуации. Каждому, наверное, известна ситуация - ехал в лифте и вдруг застрял: то ли электричество пропало, то ли поломка какая-то. Приходится ждать лифтера, который освободит из вынужденного плена. На АЭС так быть не должно.
Поэтому лифты, сделанные в Могилеве, работают по иному принципу. Если вдруг пропадет электроэнергия, кабина доедет до ближайшего этажа и откроются двери - ждать помощи не надо.
В лифтах серьезная радиационная защита. Предусмотрена дезактивация кабины изнутри - для этого установлено спецоборудование. Конструкторам пришлось также решать сложную задачу по защите от электромагнитного излучения, чтобы электрооборудование лифта не давало никаких помех - в помещениях, где находится ядерный реактор, это может быть опасно. А с другой стороны, лифт должен бесперебойно работать даже в том случае, если возникнет серьезное затруднение для пульта управления или двигателя. С этими техническими заданиями на "Могилевлифтмаше" успешно справились. Что и подтвердили испытания, которые на заводе проводили специалисты российского испытательного центра по обеспечению электромагнитной совместимости.
Представители заказчика также приняли участие в испытаниях лифтов. В специальной башне имитировались самые разнообразные нештатные ситуации. К примеру, какой-то важный агрегат выходит из строя или случается сразу несколько неисправностей. Лифты продемонстрировали свою высокую надежность.
Разработанные для российской атомной электростанции лифты сейчас занесены в каталог ЕОНКОМ - это единый отраслевой реестр, в который включается оборудование, которое может использоваться на объектах ядерной энергетики. А это значит, что в перспективе у могилевчан могут появиться аналогичные заказы. Один из них, вполне вероятно, уже поступит в ближайшее время. Строящаяся в Островце Белорусская АЭС возводится по точно такому же проекту, что и Ленинградская АЭС-2. В Могилеве уже знают, какие подъемники нужны для первенца белорусской ядерной энергетики.
Кстати, некоторые производители, которые первоначально собирались участвовать в конкурсе на поставку лифтов для Ленинградской АЭС-2, отказались от этой идеи. Главный инженер ОАО "Могилевлифтмаш" Игорь Фролкин объясняет это так:
- Вероятно, испугались сложностей. Посчитали, что проще сделать серийный лифт, чем нестандартный. Для нас же выполнение заказа было интересным. Плюс сделали что-то новое. Это позволило нам приблизиться к той цели, которую перед собой поставили, - стать конкурентом ведущих мировых производителей лифтов.
В тему
Сегодня на "Могилевлифтмаше" выпускается 140 моделей подъемников - как грузовых, так и пассажирских. Кроме Ленинградской АЭС были в истории предприятия и другие необычные проекты. В Могилеве еще в советские времена делались лифты для космодромов Байконур и Плесецк. А лет 15 назад могилевчане поставили свои лифты для московского Большого театра...