Это сборник из двенадцати очерков о поэтах, прошедших войну 1812 года и так или иначе отразивших ее в своих произведениях. Портреты героев предстают через призму их стихотворных текстов, отрывков из дневников, писем и дружеских воспоминаний. На встрече с читателями Шеваров рассказал, что главный критерий отбора тех самых двенадцати его героев - отнюдь не художественный. Основная задача автора - воссоздать атмосферу страшного и героического для России 1812 года: "Поэзия той эпохи со всем, что в ней было пафосного и незатейливого, трагического и шуточного, как ничто другое дает нам возможность услышать голоса, интонации людей двенадцатого года, представить их внутренний духовный облик".
В сборнике рядом соседствуют Вяземский и малоизвестный поэт, по совместительству прокурор Николай Остолопов, Жуковский и поэт, ученый Андрей Кайсаров, Батюшков - и гвардии полковник Андрей Петин, Гнедич и поручик Александр Чичерин, не оставивший вовсе никакого поэтического наследия... Пристрастного отношения к героям книги автор не скрывает: "Я был внимателен к ним далеко не в равной степени. Одних я чувствую и понимаю как своих друзей. Увлекаясь, спешу за ними, боясь потерять из виду, вспоминаю о них чуть не в каждой главе. С другими я лишь раскланялся, отдал им должное, и мы расстались добрыми знакомыми. Третьи мелькнули на горизонте повествования и тут же растаяли".
Главным героем книги предстает Константин Батюшков. По мнению Шеварова, именно он, имея дар сближать людей совершенно разных и зачастую противоположных, соединил поэтов 1812 года в "сонм друзей бесценных". Именно дружбе поэтов, только крепнущей во время тяжелой войны, автор уделяет особенное внимание.
А на десерт - в приложении к основному тексту книги - парижские письма Батюшкова и стихи поэтов 12-го года, посвященные дружбе и друзьям. Стихи эти вчера звучали и в Музее Пушкина. И казалось, "где-то совсем рядом скачет в дыму сраженья близорукий Вяземский; победно размахивает у большой дороги куском арбуза Сергей Глинка; бежит с грузинским кинжалом на Воробьевы горы Василий Жуковский, а Батюшков подхватывает раненого генерала Раевского"... И автор, прощаясь со своими героями, обращается уже к нам, своим читателям:
"Так оставим же наших поэтов с легким сердцем в этой грозной и счастливой опасности. Да укрепят нас их строки и судьбы!"