Россия и Индия разработали сверхзвуковую ракету новейшего поколения

В среду в Дели министр обороны РФ Сергей Шойгу и его коллега Манохар Паррикар подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности полетов воздушных судов.

Этот документ, в частности, предусматривает обмен информацией об инцидентах в воздухе, взаимопомощь при расследовании авиапроисшествий, контроль за соблюдением правил безопасности полетов на учениях.

Еще министры договорились о возобновлении подготовки армейских специалистов Индии в военных вузах РФ. О некоторых подобных инициативах Сергей Шойгу позже рассказал на встрече с премьер-министром Индии Нарендрой Моди.

В тот же день в Дели прошло заседание российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Накануне в СМИ много писали об оружейно-технических контрактах, которые там могут обсуждаться. В частности, упоминалась договоренность о поставке Индии 126 французских истребителей Rafale. Три года назад эти машины показались местным военным предпочтительнее наших Су-35. Однако заметно подорожавшие самолеты Франции, как и явное нежелание разработчиков делиться с индийцами технологиями их производства (одно из условий сделки) поставили реализацию этого контракта под вопрос. Далее следовал вывод: в Дели могут расторгнуть сделку, и у России снова появится шанс продать индийцам "Сухие". Тем более, что другой наш Су- 30МКИ уже отлично зарекомендовал себя в этой стране.

Эксперты считают, что подобный вариант развития событий вполне реалистичен. Однако, как выяснил корреспондент "РГ", на заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству эту тему не затрагивали. А вот о совместном производстве истребителя пятого поколения и ракетах БраМос, которые Россия и Индия делают вместе, там говорили. Причем Манохар Паррикар не скрывал новых подходов официального Дели к оружейным проектам. От покупки "железа" индийцы давно отказались. Совместное производство военного арсенала их в принципе устраивает. Но заказчики оружия жестко настаивают на требовании - его производство должно быть максимально локализовано на территории страны, а вместе с новым арсеналом Индия должна получить и доступ к оборонным технологиям.

Важность нашего партнерства в сфере ВТС никто не подвергает сомнению. А формы этого сотрудничества могут быть разные. В эффективности одной из них Сергей Шойгу имел возможность убедиться на предприятии БраМос. Там с 1998 года на основе российского противокорабельного боеприпаса совместно разрабатывают универсальные крылатые ракеты. Нашему министру показали оперативно-тактический комплекс сухопутных войск Индии, вооруженный тремя "крылатками". Они имеют скорость полета почти в три "маха" и достают цель на дальности до 300 километров. Такие же ракеты стоят на десяти индийских боевых кораблях и в наземных частях ВВС. Их авиационный аналог класса "воздух - воздух" проходит испытательные пуски. Сейчас на "БраМосе" занимаются проектными работами по мини-ракете для подводных лодок, кораблей и самолетов. На предприятии говорят, что, к примеру, истребитель Су-30МКИ сможет нести до пяти таких боеприпасов. А перспективная мини-ракета БраМос-2 разрабатывается в расчете на гиперзвуковую скорость полета.

Комментарии

Самир Патил, эксперт по безопасности политологического центра Gateway House

- На мой взгляд, министр Шойгу намекнул на то, что некоторые страны рассматривают одни группы боевиков как борцов за свободу, потому что это отвечает их интересам, а другие группы - как террористов, потому что они угрожают им. Классический пример, с точки зрения Индии, это Пакистан.

Нирдош Тияги, эксперт Центра изучения ВВС

- Россия и Индия на протяжении долгих лет работают в оборонной области. И довольно успешно. Россия – это партнер, которому можно доверять. В настоящее время в авиастроительной области у нас реализуются два крупных проекта. Во-первых, это проект по созданию истребителя пятого поколения. Во-вторых, проект многоцелевого транспортного самолета. Оба имеют хорошие перспективы, но сталкиваются с проблемами как технического, так и финансового характера. Все они должны быть устранены в ближайшее время в ходе интенсивного диалога.

Подготовил Артем Санжиев