21.01.2015 20:51
    Поделиться

    Тюменские мебельщики готовы поспорить с IKEA

    Тюменские мебельщики готовы занять освободившуюся нишу рынка
    За последний месяц поставки импортной мебели в Тюменскую область резко сократились. Из-за ситуации на валютном рынке многие покупатели до сих пор ждут оформленные еще в начале декабря заказы. Но, похоже, не дождутся. Несколько представителей торговли, в том числе интернет-магазины, уже заявили, что прекращают, по крайней мере, в ближайшие несколько месяцев сотрудничать с поставщиками импорта, поскольку опасаются, что подорожавший едва ли не в полтора раза товар окажется покупателям не по карману.

    Региональные власти между тем призывают местных мебельщиков воспользоваться сложившейся ситуацией и оперативно занять освободившуюся нишу. Сейчас, по оценкам регионального департамента лесного комплекса, тюменским производителям принадлежит примерно пятая часть регионального мебельного рынка. При грамотном маркетинге в нынешних условиях они могли бы занять еще примерно такую же долю, полагает директор департамента Владимир Артановский. Тем более что спрос на местную мебель за последний месяц значительно вырос. Так, фабрика в Упорово, одна из немногих, кто выпускает добротную и при этом недорогую мебель из массива, в последние дни 2014 года работала едва ли не в авральном режиме. Такого здесь не наблюдали давно. По словам директора фабрики Александра Бертрама, за декабрь предприятие выполнило двойной план по объему продаж. Спрос сохраняется и после праздников. И это несмотря на то, что с начала года упоровская фабрика, как и многие другие, на 10 процентов подняла цены. Сохранить их на прежнем уровне было невозможно: в конечной стоимости товара импортная составляющая - порядка 15 процентов, а некоторые зарубежные лаки и краски подорожали с января едва ли не вдвое.

    Сельские мебельщики признаются, что с радостью готовы заместить импорт и увеличить производство почти в два раза - производственных площадей и сырья для этого хватает, да и оборудование недавно обновили, вот только быстро сделать это вряд ли получится. Основная проблема небольших фабрик, особенно тех, что находятся на периферии, в продвижении товара. На том же упоровском предприятии все

    40 лет его существования маркетингом толком никто не занимался. Эту функцию выполняло сарафанное радио. Мебельщики продолжают работать по старинке, ставя на первое место производство. Сейчас в областном центре у производителя всего одна небольшая торговая точка, но и там выставлены лишь стандартные образцы продукции, хотя на заказ предприятие, без преувеличения, делает просто шикарную мебель. Вот только потенциальным покупателям ее негде увидеть. То, что нужна достойная выставочная площадка, на фабрике признают, но в то же время сетуют: мол, содержать большой магазин в той же Тюмени им не по карману, не говоря уже о представительствах в других регионах. Поэтому пока за пределы области упоровцы отправляют лишь небольшую часть продукции - понемногу в Югру, Екатеринбург, Курганскую область. Основной же заказчик - местное население, а также детские сады. Те мебель берут охотно, потому как завозные, порой даже самые простые шкафы, столы и стулья из ДСП, куда дороже.

    Сейчас сельские мебельщики пытаются выходить в Интернет, понимая, что без этого нынче просто не обойтись. А еще ищут высококлассных специалистов. Руководство фабрики признает, что надо бы поработать над новым обликом изделий, вот только толкового дизайнера нет. В сельскую местность такие специалисты не едут. Да и в целом подобных профессионалов по дереву на рынке труда не так много. Одно дело что-то нарисовать, а другое - изготовить с соблюдением технологий.

    Областные власти намерены помочь бизнесу. Прежде всего именно со сбытом. Сейчас предприятия мебельной промышленности региона (а производством мебели в области занимаются около десятка крупных и средних компаний и примерно столько же ИП) выпускают продукции примерно на два миллиарда рублей в год, но даже этот объем реализовать непросто. Поэтому решено стимулировать их активное участие в выставках. По словам Владимира Артановского, в 2015 году на компенсацию лесопромышленным предприятиям такого рода затрат планируется выделить пять миллионов рублей. Как отмечает председатель отраслевой ассоциации, руководитель группы мебельных компаний Павел Кривчун, выход на выставочные площадки достаточно эффективен. К примеру, у тюменского деревообрабатывающего комбината и мебельной фабрики из Ялуторовска после прошлогодней поездки в Алматы продажи, по его словам, выросли почти в четыре раза. Оба этих предприятия теперь имеют представительства в Казахстане. Поэтому в текущем году ассоциация намерена представлять область на отраслевых выставках уже более широким составом.

    Еще одно принципиальное решение областных властей - создать для лесопромышленников, в том числе мебельщиков, особую экономическую зону регионального уровня. Для этого уже подобрали площадку в 135 тысяч квадратных метров. Резидентам индустриального парка производственные помещения будут предоставлять в аренду на льготных условиях, кроме того, они получат налоговые льготы. Планируется, что на одной площадке, по соседству, смогут разместиться производства и мебели, и необходимых для нее комплектующих и фурнитуры, чтобы затраты на логистику можно было свести к минимуму, а следовательно, снизить себестоимость продукции. Как пояснили в областном департаменте лесного комплекса, сейчас идет работа с документами, одновременно принимаются заявки от бизнеса. Заработает индустриальный парк, скорее всего, летом.

    Впрочем, сами мебельщики тоже планируют активизироваться, ведь долго раскачиваться непозволительно - ситуация может измениться в любой момент. В ближайшее время члены отраслевой ассоциации планируют встретиться с застройщиками региона и обсудить возможность комплектации сдаваемого в чистовой отделке жилья мебелью от местных фабрик. С тюменским лесотехникумом, в свою очередь, промышленники намерены обсудить вопросы подготовки квалифицированных кадров для отрасли.

    Поделиться