Новости

21.01.2015 21:02
Рубрика: Экономика

Остановка без требований

В сибирских городах тратят огромные деньги на приобретение неудобных для пассажиров павильонов
С 2005 года на приобретение, монтаж и ремонт автобусных остановок в городах "большой" Тюменской области с населением от 50 тысяч человек из муниципальных бюджетов направлено не менее 1,5 миллиарда рублей. Собрать всю информацию о соответствующих сметах, закупках - труд титанический, поэтому точную сумму назвать невозможно.

В результате улицы, преимущественно гостевые, в ракурсе эстетики несомненно выиграли: обветшалые, нередко топорного вида конструкции сменили привлекательные, современные павильоны. Что же касается практичности и комфортабельности новых остановок, то к ним у сибиряков масса претензий, о чем свидетельствуют, к примеру, дискуссии на форумах Сургута и Тюмени. Между тем если прежде власти муниципалитетов настойчиво избавлялись от торгово-остановочных придорожных комплексов, то сейчас взяли паузу на размышление: теперь, с оглядкой на прорехи в казне, они вновь подумывают о возврате к партнерству с малым бизнесом.

Почем нынче остановки? От 40 до 600 тысяч рублей. Так, дешевый вариант от тюменского завода представляет собой П-образный "закуток" со стенками из профлиста, поликарбонатной крышей, сиденьем для одного человека и висячей урной. Боковые стенки не сплошные, сверху и снизу сквозит. Такие непритязательные укрытия можно встретить на остановках близ дачных кооперативов, в небогатых поселках и городках. Администрация Сургута за дешевизной не гонится, она остановила свой выбор на выглядящей солидно и куда более защищенной от ветров модели с прозрачными поликарбонатными стенками. Во второй половине минувшего года из бюджета города было выделено свыше четырех миллионов рублей на покупку, доставку из Новосибирска и монтаж 18 типовых сборных конструкций. Каждая в зависимости от площади (7,5 и 15 квадратных метров) обошлась казне либо в 193, либо в 306 тысяч рублей. Во всяком случае таковы максимальные цены, обозначенные в условиях последнего электронного аукциона. Двумя годами ранее траты были заметно выше, о чем гласит официальная справка.

Стоимость остановочного павильона зависит от характеристик применяемых материалов, в частности прочностных, а также его функциональности. К примеру, в Ханты-Мансийске власти не поскупились на оснащение многих остановок электронными табло, дабы поджидающие автобус люди могли знать, когда тот подъедет. Стекло ударостойкое, всякого покусившегося на прибор зафиксирует видеокамера, изображение с которой в режиме онлайн транслируется в диспетчерскую. Столица Югры - единственный в западносибирском крае город, решившийся на оповещение пассажиров посредством уличных табло. Кстати, в компактном Ханты-Мансийске до сих пор нет серьезных автомобильных пробок, общественный транспорт четко выдерживает график движения. Отображать данные о следовании автобусов не составляет проблем. Пожалуй, можно обойтись и без табло - достаточно расписания.

Одно из новшеств последних благополучных лет - обогреваемые остановки. Они появились в Якутске, в иных городах, где долго трещат морозы. Даже в Москве, где расходы взял на себя частный фонд. Ощутив спрос, одно из сибирских предприятий заявило о готовности к серийному производству теплых павильонов. Но ни одного такого в северных автономных округах УрФО, по имеющимся у нас сведениям, нет. Недавние выпускники тюменского строительного вуза Евгений Борисов и Александр Чикунов, вкусив прелести ожидания автобусов в жестокие холода, задумали создать в областном центре некий опытный образец остановки XXI века, а затем тиражировать проект. "Всего-то за миллион рублей" предполагалось собрать вместительный передвижной домик из клееного бруса с большими обзорными окнами, тепловой пушкой, видеокамерой, инфракрасными лампами, пандусами, бесплатным Wi-Fi, тревожной кнопкой и огнетушителем. Для недопущения туда пьяниц, бомжей вход планировался по пластиковым проездным картам, хотя многие тюменцы их не имеют.

Местная администрация доброжелательно восприняла идею, но сразу дала понять: окажем исключительно моральную поддержку. Чиновники, по словам Евгения Борисова, сослались на то, что средств и на рядовые павильоны не хватает, так что финансирование сравнительно дорогого объекта "люди не поймут". Тогда начинающие архитекторы объявили на специализированном портале народный сбор денег. Семь сочувствующих граждан перечислили на чудо-павильон 850 рублей. Расстроенные инициаторы проект заморозили.

Многочисленные полемические отклики в Интернете на идею создания в Тюмени зимнего оазиса для пассажиров объясняют, откуда у сибиряков скептицизм. Во-первых, они не верят, что павильон прослужит долго, останется в целости-сохранности, если рядом не будет стационарного поста полиции. Во-вторых, большинство критиков предпочло бы остановки холодные, но закрытые с тылу да с боков, а не "похожие на пляжные кабинки".

Пессимизм вызван вот чем. В прошлом десятилетии в Тюмени началась кампания сноса "громоздких, не вписывающихся в архитектурный облик" остановочных комплексов, совмещенных с магазинчиками, киосками, и их замены типовыми легкими конструкциями. Местное предприятие изготовило партию остановок в стиле минимализма. Они почти не защищали от студеного ветра, дождя, метели. Впрочем, осадки заказчика, похоже, мало волновали, главное - дизайн. Однако вандалы его не оценили. Через 2-3 года многие остановки приобрели жалкий, а то и угрожающий вид. Скажем, остов одной из них ветер раскачивал пару месяцев, как лодку в море. К счастью, до демонтажа обошлось без ЧП. По свидетельству депутата облдумы Виктора Буртного, муниципалитет рассчитывал даже на трехкратную установку нового автопавильона на одной площадке.

К дизайну последнего поколения остановок на центральных тюменских магистралях - с каленым антивандальным стеклом - не придерешься. Они довольно дороги, зато, будучи оснащены рекламными лайтбоксами, скроллерами, приносят прибыль. И все-таки ночами агрессивные горожане в хмельном угаре стекла периодически крушат, даже каркасы ломают. В качестве укрытия от непогоды навес - не ахти.

- Есть понятие "городская мебель". Вы в своей квартире стараетесь подобрать мебель по цвету и форме так, чтобы она не "давила", выглядела органично, радовала глаз. Сегодня в крупных российских городах подобное отношение и к остановкам. Нормально! Другое дело, что кабинетный чин, как водится, на легковом авто разъезжает, в ожидании автобуса не томится. Отсюда повышенные требования к внешним атрибутам объекта в ущерб его практическим свойствам. И вот, стоит павильон - символическое строение, знак зоны посадки-высадки, не более того, - говорит архитектор Дмитрий Стольников.

Мнение же потребителей, пассажиров то бишь, власти не заботит. Приятное исключение из правил - Красноярск. Его жителям в 2013 году доверили самим выбрать оптимальный вариант типового павильона через процедуру широкого общественного обсуждения. К проектам, предложенным администрацией, стоимостью от 110 до 190 тысяч рублей красноярцы добавили уже реализованные ранее в краевом центре в единичных экземплярах. Им-то и отдали предпочтение.

Рядовые сургутяне не прочь перенять опыт Красноярска. Пока им остается высказывать мнения в городских СМИ, на интернет-порталах. Внимание нескольких тысяч земляков привлек блогер Альберт Исмагилов. "Нужно закрывать павильоны с фронта, чтобы меньше задувало снега, дождя. И - никаких щелей! - взывает он. И оговаривается: - Если бы автобусы Сургута ходили часто и бесперебойно, вопрос о комфортных остановках не стоял бы".

Управленцы горадминистрации в публичные дискуссии не ввязываются, вместе с тем не скрывают, что оптимизация бюджетных расходов понуждает к сокращению трат и в данной сфере. Хотя в муниципальной собственности находится меньшая доля автопавильонов, только в 2012 году на их содержание и ремонт, включая замену 123 выбитых и поврежденных стекол, ушло около четырех миллионов рублей. Мелкий бизнес, раньше содержавший торгово-остановочные комплексы, с магистральных и периферийных улиц отчасти выдавлен, в том числе запретом на реализацию табака и спиртного. Аренду другим предпринимателям продляли на условии замены старых комплексов новыми - без самодеятельности: специалисты мэрии предлагали выбрать из четырех лучших, на их взгляд, заводских конструкций. Это обходилось арендатору приблизительно в миллион рублей, и десятки ипэшников решили не рисковать - расторгли договоры. Муниципалитету ничего не остается, как приобретать павильоны за счет казны и монтировать на опустевших площадках. Скорым процесс не назовешь.

"Было бы хорошо вернуть бизнес", - мечтательно говорят теперь в профильном подразделении горадминистрации. Только каким калачом его заманишь?

Экономика Бизнес Малый бизнес Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Тюменская область УрФО ХМАО