Также проект предписывает религиозным организациям отдельно учитывать средства, поступающие из-за рубежа, например, от иностранных организаций. Минюст же сможет проверять бухгалтерию организации и даже проводить внеплановые проверки в оговоренных случаях. Как пояснили авторы проекта, сегодня контроль за деятельностью религиозных организаций ведется минюстом в порядке, предусмотренном Законом "О некоммерческих организациях". Однако данный порядок не учитывает особенностей деятельности именно религиозных организаций.
Поэтому и было решено подготовить специальный законопроект на этот счет.
В Московской Патриархии разработанный минюстом законопроект поддержали.
Как выяснилось, к некоторым положения закона об НКО у представителей традиционных конфессий накопилось немало вопросов.
В частности, этот закон позволяет представителям органов юстиции участвовать в любых мероприятиях, проводимых религиозными организациями. При этом речь идет именно об "участии", а не простом "присутствии" госслужащих на указанных мероприятиях. Как пояснила не так давно руководитель юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега), чиновники данную норму толкуют как позволяющую сотрудникам органов юстиции участвовать в заседаниях органов управления религиозных организаций разного уровня, - таких как, например, приходской совет. Подобные положения закона, по мнению представителей церкви, противоречат принципу невмешательства государства во внутренние вопросы деятельности религиозных объединений.
Законопроект, подготовленный минюстом, как раз решает эту проблему. В последней редакции говорится, что ведомство вправе "направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией публичных мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации". То есть и правила, и формулировки выбраны более точные. И чиновники смогут присутствовать, но не вмешиваться.
Однако ведомство, отвечающее за государственную регистрацию религиозных организаций, в целом сможет проводить проверки соответствия деятельности этой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее уставом. Прописывается и порядок внеплановых проверок. При этом проект особо оговаривает, что "предварительное уведомление религиозной организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма не допускается".
Однако и здесь нормы законопроекта более подходят религиозным организациям, чем правила, установленные законом об НКО. Это значит, что порядок контроля за деятельностью религиозных организаций будет особым, совсем не похожим на тот, что предусмотрен для прочих НКО - общественных объединений, фондов, учреждений и так далее.
Как рассказывают в Московском патриархате, отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из зарубежных источников. Остальные религиозные организации будут направлять в органы юстиции заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования.
Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут ограничены. Проект перечисляет случаи, когда чиновники будут вправе начать проверку бухгалтерии религиозной организации. Например, начать проверку будет можно, если придет информация о том, что организация получила деньги из-за рубежа. Или если поступил сигнал, что в деятельности организации есть признаки экстремизма.
Кстати, по словам экспертов, на сегодняшний день в стране существует около 27 тысяч отделений религиозных организаций более чем 60 конфессий. Напомним, что сейчас в Госдуме обсуждается законопроект, отменяющий обязательный 15-летний срок для регистрации религиозных организаций. Мы приводим законодательство в соответствии с требованиями Европейского суда по правам человека.