Максим Анатольевич, почему именно Казань и Сочи стали образцовыми с точки зрения доступности?
Максим Топилин: Казань по праву может гордиться оборудованием метро и других объектов транспортной инфраструктуры. Конечно же, Сочи - лидер по масштабу и качеству проведенной работы. Все, что возводилось в Сочи с нуля или переоборудовано в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр - транспорт, дороги, спортивные объекты, гостиницы, места общественного питания и так далее, создано с учетом потребностей людей с инвалидностью.
В прошлом году к Госпрограмме "Доступная среда" присоединились Крым и Севастополь. Уже к следующему летнему сезону на полуострове будут оборудованы некоторые места отдыха, в том числе пляжи, удобные для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. И здесь мы говорим не только о пандусах, но и, например, об инвалидных колясках, в которых можно безопасно искупаться в море.
Только что принят огромный закон, который нам позволит делать реальные шаги по исполнению Конвенции о правах инвалидов. Какие самые принципиальные изменения произошли?
Максим Топилин: Закон содержит много новелл, которые помогут обеспечить права инвалидов в реальной жизни. К примеру, впервые будут определены условия доступности среды не для инвалидов вообще, а для конкретных групп в зависимости от нарушенных функций организма. Например, для инвалидов по зрению текстовые сообщения будут дублироваться голосовыми сообщениями. Там, где это необходимо, предусмотрят знаки, выполненные шрифтом Брайля. Инвалидам-колясочникам поможет специально обученный персонал. Особенно это актуально на транспорте.
Нарекания граждан вызывают результаты медико-социальной экспертизы (МСЭ). Во многом это связано с тем, что нет конкретных и понятных показателей для оценки нарушений функций организма. Поэтому законом предусмотрено реформирование этой системы. Будут введены новые классификации и критерии МСЭ. Они предусматривают количественную оценку степени нарушения функций у человека. Это даст возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.
С точки зрения законодательства мы сделали уже все, что необходимо для выполнения Конвенции или будут еще разрабатываться документы?
Максим Топилин: Будут. Причем большинством министерств. Ведомства должны разработать и начать реализовывать в течение переходного периода собственные комплексы мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг, например, минтранс - в сфере транспорта, минкультуры - в сфере культуры и т.д. Кроме того, одним из ключевых инструментов реализации Конвенции остается программа "Доступная среда". Сейчас мы работаем над ее продлением до 2020 года.
Очевидно, что за несколько лет создать повсеместно доступную среду невозможно. Что удалось сделать по программе "Доступная среда" на сегодня?
Максим Топилин: Действительно, в короткий срок повсеместно сделать среду доступной невозможно. Но изменения есть: напомню, что на старте, в 2011 году, программа начиналась с трех пилотных регионов. Сейчас география программы охватывает уже 75 регионов, включая Крым и Севастополь. Дооборудуются социально значимые объекты: поликлиники, больницы, аптеки, школы, театры и так далее. Перечни объектов определяются с учетом мнения общественных организаций инвалидов. Мы ожидаем, что по итогам 2014 года под нужды инвалидов будет оборудовано 11 тыс. объектов. Всего в прошлом году на софинансирование региональных программ "Доступная среда" из федерального бюджета было направлено 3,16 млрд. рублей. Плюс регионы вложили 3,6 млрд. собственных средств. Безусловно, это только начало. Наряду с программными способами необходимо использовать и другие возможности для создания условий доступности, в т.ч. заложенные законом, о котором я говорил.
Кроме того, актуальным является вопрос организации производства ассистивных и вспомогательных устройств, обеспечивающих доступность - тактильная плитка, подъемники, поручни и другие, а также технических средств реабилитации инвалидов. Такие проекты уже реализованы по отдельным направлениям, но нам предстоит решить этот вопрос системно. Уже сейчас можно сказать, что по отдельным направлениям потребуется привлечение зарубежных партнеров, в основном это касается технически сложных изделий.
Государство постоянно расширяет возможности для трудоустройства инвалидов. А сами они готовы работать?
Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. На этом сказывается и повышение уровня доступности инфраструктуры, а также расширение мер по содействию трудоустройства инвалидов. За последние три года уровень их трудоустройства вырос с 35 до 42% от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости. В 2011-2013 годах дополнительно трудоустроены 1,7 тыс. человек. Работает механизм квотирования рабочих мест для инвалидов: 76% их сейчас занято - это 380 тыс. рабочих мест.
С 2009 года федеральный бюджет выделяет средства на оборудование рабочих мест для инвалидов. В 2013-2015 годах по этому направлению должно создаваться не менее 14,2 тыс. рабочих мест ежегодно. На сегодня в среднем нормативы затрат из федерального бюджета на создание одного рабочего места составляют 100 тыс. рублей, тогда как в 2009 году мы начинали с компенсации в 30 тыс. рублей. Важно, что рабочие места создаются в основном не на предприятиях общественных организаций инвалидов, а на открытом рынке труда.
Однако уровень занятости инвалидов остается низким: работают только 28,2% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, что в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах. Для решения этой проблемы необходимо понимание со стороны бизнеса, что работник с инвалидностью может работать столь же эффективно, что и работник без инвалидности, со стороны инвалидов - что есть куда обратиться за помощью в трудоустройстве, есть реальные вакансии, что работодатель готов платить инвалиду вовсе не минимальную зарплату.
А какая зарплата у инвалидов?
Максим Топилин: Приведу данные по вакансиям, заявленным в органы службы занятости для трудоустройства инвалидов. 37,2% - это вакансии с размером оплаты труда от 10 до 15 тыс. рублей, 25,6% - с зарплатой от 15 до 20 тысяч, 12,8% - с зарплатой свыше 20 тыс. рублей. Относительно высокий уровень средней зарплаты, предлагаемой инвалидам на квотируемых рабочих местах, по сравнению с уровнем средней зарплаты в регионе - 80% - отмечается в Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Пензенской областях, Адыгее и ряде других регионов.