Захлебнувшееся наступление Вооруженных сил Украины (ВСУ) на Донецк, и ставшие явными, даже для симпатизировавших ему когда-то европейцев варварские методы ведения войны украинскими военными, сделали бессмысленной встречу Порошенко с финансовой и политической элитой Европы и мира.
Неприятности для Порошенко начались сразу по приезду в Цюрих, где его встречала многочисленная антивоенная манифестация, а президентскую лекцию о мире во всем мире прервал выкрик местной студентки, которая призвала не слушать "человека, убивающего детей". Сразу после этого украинский президент разразился в "Твиттере" несколькими бессвязными тирадами и объявил себя "президентом мира".
Своими заявлениями в социальной сети, больше похожими на оправдания, Порошенко, похоже, обрисовал цель своего визита в Давос. В Швейцарии украинский лидер собирался много и эмоционально рассказывать о "расстрелянном террористами" автобусе под Волновахой, своем набившем за полгода оскомину "мирном плане" и реформаторских устремлениях. После чего попросил бы финансовой и политической поддержки. Пока Порошенко собирал деньги в Швейцарии предполагалось, что на родине его генералы продолжат обстрелы Донецка и Горловки и вынудят ополчение отступить с контролируемых территорий. Тогда бы после триумфального возвращения из Швейцарии в Киев Порошенко в том же "Твиттере" мог бы заявить, что ситуация в корне изменилась, и представителей Донецкой и Луганской республик можно больше не считать субъектами трехсторонней контактной группы. Это означало бы, что с таким трудом достигнутые осенью в Минске договоренности морально устарели, и нужно переписывать на условиях Украины.
Однако эта незамысловатая комбинация сорвалась: несмотря на массированный обстрел городов Донбасса ежедневно уносящий жизни мирного населения, ополченцы доказали Киеву свою готовность защищать родину и высокую мотивацию. Они не только отбросили верные Киеву войска от донецкого аэропорта, но и развили тактический успех на других участках фронта. Например, выбили украинских силовиков с двух опорных блокпостов на Бахмутской трассе - факт, который вынуждены были признать даже некоторые "рупоры" украинской пропаганды из числа волонтеров и депутатов Верховной рады. Этот тактический успех поставил всю группировку украинских войск на севере Луганской области в чрезвычайно уязвимое положение.
Болезненным ударом для официального Киева стало и обнародование премьером Донецкой народной республики Александром Захарченко информации о потерях украинской армии - только в ночь со вторника на среду она потеряла 40 человек убитыми, что в десятки раз превышает "стандартные" сводки пресс-службы так называемой "антитеррористической операции". Рассказы же пленных "киборгов" о том, что командование, по сути, отправило их "на убой", вызвали болезненный разрыв устоявшегося шаблона у многих до того воинственных граждан Украины, если судить по их эмоциональной реакции в социальных сетях.
"Гламурный патриотизм, неуместные военные шоу и парады, пропагандистские победные реляции позволяют дуракам делать глупости, а преступникам в погонах - совершать преступления. Парады и шоу закончились, дамы и господа. Последние события на фронте говорят о том, что у нас нет даже необходимых тактических резервов для локализации активности противника", - так резюмировал ситуацию известный украинский волонтер Юрий Касьянов, которого нельзя заподозрить в симпатии к ополченцам.
Все более явная утрата доверия украинцев к информации официальных СМИ поставила под угрозу проведение частичной мобилизации, которую Порошенко "благословил" своей подписью перед отъездом в Швейцарию. Даже информационные ресурсы западных областей Украины не могут скрыть, что мужчины призывного возраста спешно покидают страну, причем многие бегут не в Польшу, а в Россию: билеты на поезд "Львов - Москва" раскуплены на месяц вперед.
Постепенно меняется точка зрения на "антитеррористическую операцию" и в мире: когда Порошенко был в Цюрихе, авторитетнейший немецкий канал ZDF показал репортаж, в котором украинская армия обвинялась в гибели мирных жителей. К таким же выводам пришло американское агентство Associated Press.
Все менее слушают Порошенко и киевские "ястребы". Так, во время его отсутствия депутат Рады Сергей Пашинский объявил, что власть готова ввести в стране военное положение. Это будет означать, что все украинцы станут "невыездными", рухнет отстаиваемая Порошенко концепция локальной "антитеррористической операции", международные финансисты прекратят переговоры с Киевом. Учитывая все это, дальнейшее пребывание Порошенко в Давосе выглядело бессмысленным. И теперь, вернувшись в Киев, главе Украины придется сочинять новый "мирный план", чтобы не потерять уже всю страну вместе с президентской булавой.