Сергей Александрович, как начиналась работа по возрождению Курил?
Сергей Абабков: Конечно же, с планирования. В 2007 году был утвержден бюджет проекта. На его реализацию закладывалось примерно 17 миллиардов рублей. Из них около 14 миллиардов выделяла федеральная казна, еще миллиард давала область, а остальные средства шли из внебюджетных источников. Но когда мы приступили к работам, выяснилось, что большинство определенных под реконструкцию объектов придется буквально строить заново.
То есть все было настолько изношено?
Сергей Абабков: Да. Системы электрогенерации и распределения энергии, тепло- и водопроводные сети - все это находилось в упадке. Начали проектирование новых объектов. Так, на Итурупе практически 100 процентов электрических подстанций воссоздавались с нуля. Для наладки водоснабжения острова на озере Лебедином был отстроен водозабор. В Северо-Курильске полностью переложили все теплосети. Это лишь некоторые примеры.
Надо полагать, что реальные затраты заметно разошлись с начальной сметой?
Сергей Абабков: Конечно. Уже после разработки проектно-сметной документации и прохождения экспертизы пришло понимание, сколько еще понадобится средств для завершения уже начатой работы.
В 2010 году Курилы впервые посетил занимавший тогда должность президента РФ Дмитрий Медведев. Поездка первого лица вызвала негодование восточных соседей, однако для Курильской программы этот визит стал знаковым. Медведев осмотрел готовые объекты, ознакомился с проектами и принял решение добавить необходимый объем финансирования. Тогда же был поднят вопрос о возрождении здравоохранения на Шикотане, поскольку больница и поликлиника острова пришли в полную негодность, а пациентов принимали в приспособленных помещениях бывшего детского сада. По поручению президента в утвержденную программу включили строительство больницы с поликлиникой в селе Крабозаводское. Объект введен в эксплуатацию в этом году.
Насколько вырос бюджет ФЦП после визита президента?
Сергей Абабков: Практически на треть. Финансирование программы увеличилось с 17 до 28 миллиардов рублей, а доля областного бюджета в нем изменилась с одного до пяти миллиардов. Этому предшествовала большая работа, поскольку согласовывать с правительством приходилось буквально каждую цифру.
А кто проверяет, как расходуются средства? Ведь деньги огромные, а острова далекие…
Сергей Абабков: Контроль за нашей финансовой отчетностью строгий - это мягко сказано. Проверки идут ежегодно: Росфиннадзор, федеральная и областная счетные палаты, прокуратура, Федеральная антимонопольная служба - перечислять можно долго.
Это кропотливая и тщательная работа, которая отнимает у нас много сил и времени. С другой стороны, результатом этих проверок всегда были какие-то предложения и замечания. Своего рода бесплатный аудит. Это оценка нашей работы, а мы всегда рады совершенствоваться. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Когда рассказывают о строительстве на Курилах, часто можно услышать фразу "отвоевали у природы". Это красивая фигура речи или суровая действительность?
Сергей Абабков: Когда здесь бушует стихия, то становится не до красоты. Во время последнего шторма 16-17 декабря на Кунашире мощнейшие порывы ветра крушили бетонные опоры и скручивали стальные вышки линий электропередачи. В порту Южно-Курильска десятиметровые волны играючи перебрасывали многотонные тетраподы волнолома через пирс.
Подобные бедствия вкупе с девятибалльной сейсмозоной делают строительство на Курильских островах особо затратным делом. Любая постройка должна обладать двойным запасом прочности. Ее стоимость увеличивается тоже вдвое.
Тем не менее к концу 2014 года завершен 31 из 38 намеченных проектов. Среди оставшихся - строительство дорог к рыбоводным заводам, реконструкция водопроводов и электросетей, модернизация геотермальных станций.
Большой объем работ проведен при создании на островах современных гаваней. На Итурупе деревянные постройки начала XX века в портпункте залива Китовый сменила мощная железобетонная конструкция. Аналогичные соорудили на Кунашире и Шикотане. В обозримом будущем глубоководный причал должен появиться и на Парамушире, уже готова проектная документация.
Такие пристани позволяют отказаться от рейдовой погрузки и выгрузки - дорогого, долгого и зачастую небезопасного способа сообщения между судном и берегом. Сами курильчане теперь вспоминают свои походы на плашкоуте к берегу и обратно как дурной сон.
В эти годы преодолена одна из главных проблем архипелага - транспортная изолированность. Новый аэропорт на Итурупе позволил наладить надежное воздушное сообщение. На Кунашире реконструировали аэродром Менделеево. Также созданы вертодром на Парамушире и вертолетная площадка на Шикотане.
Как изменилась жизнь людей на островах в ходе реализации программы?
Сергей Абабков: На Кунашире, Шикотане и Итурупе открылись детские сады. Построены новые дороги. Налажено бесперебойное сообщение между шикотанскими селами Малокурильское и Крабозаводское. В предыдущие годы эту дорогу часто размывало и заносило снегом, из-за чего дети по нескольку дней не могли попасть в школу. Сейчас проделать этот путь на машине можно за несколько минут.
На Итурупе асфальтовое покрытие появилось в Курильске, затем его дотянули до села Китовое. В этом году трасса соединила районный центр с новым аэропортом, дошла до села Рейдово.
На Кунашире в асфальт одели пятикилометровый отрезок от Южно-Курильска до кладбища. В скором времени будет закончено асфальтирование дорог в самом райцентре, а также до аэропорта Менделеево. В ближайшие годы хорошую грунтовку проложат на юг острова к селу Головнино.
Этот год был отмечен рекордными показателями в строительстве нового жилья в Сахалинской области. Курилы не остались в стороне?
Сергей Абабков: Благодаря совместной работе с застройщиками на Курилах предложение на рынке нового жилья превышает финансовые возможности муниципалитетов, которые эти квартиры выкупают. Никогда прежде на островах не строили коммерческое жилье, но теперь появилось и оно. В ближайшее время на Итурупе сдадут четыре новых дома на 80 квартир. Также строят жилье для специалистов. На Итурупе возвели новую больницу с поликлиникой. Рядом с ней появился благоустроенный дом на восемь квартир - специально для врачей. Кроме этого, строятся дома и для сотрудников нового аэропорта, а это более 60 человек.
Под конец 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил концепцию новой целевой программы по развитию островов. Какова ее главная идея?
Сергей Абабков: Новая ФЦП рассчитана на 2016-2025 годы, и на ее реализацию планируется направить около 70 миллиардов рублей. Что же касается концепции, ее хорошо сформулировали на заседании в правительстве РФ. В ходе своего доклада губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отметил, что Курилы - это перспективные территории. На что Дмитрий Медведев добавил, что теперь они должны стать еще и комфортными.
Многие мероприятия новой программы касаются проектирования и строительства спортивных, культурных и социальных объектов, строительства инженерных сетей, создания новых производств и разработки недр.
Будут ли на островах реализовывать инновационные проекты?
Сергей Абабков: Курильские острова могут стать плацдармом для нового этапа развития области. Регион вызывает интерес у иностранных инвесторов, которые готовы вкладывать средства в развитие энергетики, туризма и строительных технологий. Также рассматривается идея создания здесь специальных условий для финансовой деятельности в рамках проекта территорий опережающего развития. В следующие годы Курилы продолжат наращивать энергетическую автономность и устойчивость. На Шикотане планируют развивать ветрогенерацию, а Итуруп может полностью перейти на энергоснабжение от геотермальных электростанций, оставив дизельные генераторы в качестве резерва. Новое оборудование для Менделеевской ГТЭС на Кунашире сможет увеличить эффективность станции вдвое - с 3,6 до 7,4 мегаватта. А горячей водой с месторождения парогидротерм в зимний период вот уже несколько лет отапливается Южно-Курильск.
Хочу добавить, что Сахалинская область не ждет начала реализации нового этапа программы. Многое мы уже делаем сами, не дожидаясь светлого будущего.