В Киргизии люди начали чаще прибегать к самосуду

"На кол его посадить нужно..., таких людей мало убить..., казнить виновного на площади..., у меня рука бы не дрогнула убить того, кто это сделал", - так некоторые пользователи популярного республиканского интернет-форума отреагировали на чудовищную по своей сути историю, начавшуюся в Бишкеке на прошлой неделе.

В городскую детскую больницу в бессознательном состоянии привезли двухлетнего мальчика. Обследовав маленького пациента, врачи вынесли страшный диагноз - ребенка избивали и насиловали.

Милиция возбудила уголовное дело по двум статья УК - "Умышленное причинение вреда здоровью" и "Насильственные действия сексуального характера". Расследование взял под свой контроль министр внутренних дел Киргизии Мелис Турганбаев. Подозреваемый в совершении жуткого преступления дядя мальчика задержан и водворен в Бишкекский следственный изолятор.

Благодаря журналистам об этом случае узнала общественность. Началось обсуждение истории в социальных сетях. Выяснилось, что родители ребенка разошлись и временно отдали его на воспитание родственникам. Желающих помочь пострадавшему ребенку оказалось очень много. Но не меньше оказалось и тех, кто требовал, не дожидаясь результатов расследования, "пустить кровь" его дяде. По их мнению, подозреваемый "отмажется" либо отделается мягким наказанием.

И это лишний раз подтверждает: проблема, о которой в последнее время кричат на каждом углу республиканские правозащитники, становится все актуальнее для страны...

В прошлом году в Киргизии уже произошло два случая самосуда, вызвавших большой резонанс в обществе и разделивших его на сторонников и противников незаконных методов наказания. Последних, к счастью, пока ощутимо больше. Однако эксперты предупреждают: если градус недоверия к правоохранительным органам продолжит повышаться, то уже в обозримом будущем, особенно в регионах КР, вершить суд будет толпа.

В феврале 2014-го в Нарынской области в Джумгальском районном суде родственники погибшего Айбека Мамбеталиева кинули бутылки с зажигательной смесью в трех подсудимых - милиционеров Рустама Токтогулова, Жоомарта Сыдыкова, Чингиза Баялинова. Их обвиняли в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Мамбеталиева, в результате чего он скончался. У родственников Айбека, как потом выяснилось, вызвал возмущение, в частности, тот факт, что обвиняемые, пока шло следствие, находились на свободе под подпиской о невыезде - соответствующую меру пресечения им избрал Нарынский областной суд. Милиционеры, по словам матери Мамбеталиева, не раз говорили ей, что "никто никого не посадит".

Подсудимые получили сильные ожоги, но толпа на этом не успокоилась и, отбив их у конвоя, избила.

Другой шокирующий случай произошел в конце 2014-го в селе Конуш Сокулукского района. Местные жители насмерть забили 41-летнего земляка. По их словам, он часто выпивал и вымогал деньги у людей, а в день чрезвычайного происшествия якобы изнасиловал мужчину. Неоднократные обращения в милицию не помогали, никаких мер в отношении дебошира принято так и не было. Поэтому сельчанам "пришлось решать проблему своими средствами".

Можно еще вспомнить конец 90-х годов прошлого столетия, когда в одном из сел Таласской области толпа закидала камнями привязанного к столбу местного дебошира. Люди, по их словам, устали от его выходок и от нежелания милиционеров разбираться с хулиганом. Можно вспомнить избиение помощника прокурора и судьи в Джалал-Абадской области из-за "слишком мягкого" приговора и другие подобные случаи, которых к настоящему времени накопилось немало.

В министерстве внутренних дел КР, тем временем, не склонны видеть в случаях самосуда набирающую ход негативную тенденцию.

- Несмотря ни на что, большинство киргизстанцев предпочитают следовать закону. За помощью они обращаются в правоохранительные органы и, что бы там ни говорили, квалифицированную помощь получают. А случаи самосуда в республике... Подобное может произойти в любой стране мира. Так что Киргизия в этом отношении не является исключением, - объяснили в ведомстве.

В МВД также предупреждают, что виновные в самосуде будут наказаны по всей строгости закона. Так, в отношении родственников погибшего Айбека Мамбеталиева, забросавших обвиняемых милиционеров бутылками с зажигательной смесью, было возбуждено уголовное дело. Некоторых в конце концов задержали и поместили под стражу.

Однако, по мнению директора Национального центра по предупреждению пыток Бакыта Рысбекова, такое предупреждение вряд ли подействует на отчаявшегося человека. "Да, с юридической точки зрения он совершает преступление. Но с моральной человека на правонарушение толкнуло государство, не обеспечившее справедливое решение его проблемы. Сегодня в стране сложилась ситуация, фактически угрожающая национальной безопасности. У милиции избирательное отношение: если у человека нет денег и знакомых среди высокопоставленных чиновников, то его можно бить и унижать", - считает Бакыт Рысбеков.

Кстати, один из пользователей, участвовавших в обсуждении истории с избитым двухлетним ребенком выставил такой пост на интернет-форуме: "Пусть огласят адрес этого ублюдка, таких людей надо камнями забрасывать..."

- Такие слова - сигнал. Государство должно понять, что пришло время незамедлительных перемен. Общество уже находится у черты, переступать которую нельзя ни в коем случае, - резюмировал Бакыт Рысбеков.

По данным "Лиги защитников прав ребенка", в Киргизии в 2014-м было зарегистрировано 900 случаев издевательств над детьми. "Только в Бишкеке в прошлом году 24 ребенка подверглись сексуальному насилию", - сказала глава лиги Назгуль Турдубекова.

- Общественность в республике намерена вершить самосуд над педофилами. Народ готов пуб-лично казнить таких людей. Чтобы этого не про-изошло, необходимо ужесточать законодательство.

- Общество медленно, но верно радикализуется, озлобляется. Дело в том, что люди в поисках справедливости обращаются в правоохранительные органы, в суды, но помощи в ответ не получают. В стране по большому счету минимизировано влияние силы закона. В правовой стране именно ее используют для решения споров между гражданами, между хозяйствующими субъектами и государством. В результате киргизстанцы становятся все агрессивнее, они все меньше доверяют системе и все чаще добиваются справедливости акциями возмездия.