При этом в январе Центральный банк валютных интервенций не проводил, но продажу валюты вел Минфин.
В четверг утром умеренный рост курсов доллара и евро сменялся таким же умеренным снижением. Эксперты подчеркивают, что сейчас важны не столько курсовые значения, сколько отсутствие сильных ежедневных колебаний на валютном рынке.
Затишье определяют три более или менее стабилизировавшихся фактора: цены на нефть, остающиеся на уровне 48-49 долларов за баррель, выбросы ликвидности в виде рефинансирования Банка России (его объемы даже несколько снизились) и передышка в графике выплат внешних долгов российскими компаниями и банками, объясняет профессор департамента финансов НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов.
По его словам, фактором неопределенности, который может поколебать наметившийся баланс на валютном рынке, остается возможное снижение суверенного кредитного рейтинга России, а вслед за ним - и крупнейших компаний, регионов и городов страны до "спекулятивного" уровня со стороны "большой тройки" международных рейтинговых агентств.
Первым на это может пойти агентство Standart & Poor’s. Рынок ожидал пересмотра прогноза со стороны этого агентства в течение прошлой недели. "Возможно, усилия правительства России, принятие антикризисного плана с четкими объемами и источниками финансирования предотвратят понижение рейтинга России до "мусорного", во всяком случае, это сильный дополнительный фактор для аналитиков рейтинговых агентств при принятии решения", - говорит Александр Абрамов.
Симптомом неблагополучия остается то, что обменные курсы в операционных кассах по-прежнему значительно отличаются от показателей биржевых торгов. В крупных банках доллары можно купить за 67-68 рублей, евро - за 77-78 рублей. Со второй половины декабря спреды в "обменниках" устойчиво держатся на уровне 5 рублей, тогда как до декабря обычно не превышали 1 рубль.
Ожидаемое начало программы количественного смягчения Европейским центральным банком вряд ли окажет существенное влияние на курс рубля из-за ограничений на иностранные инвестиции в Россию, которые фактически возникли в связи с санкциями, полагает эксперт.