Напомню, что впервые об этой проблеме заговорили еще ранней весной прошлого года, когда Украина стала погружаться в хаос. Несколько десятков семей этнических чехов, в основном из западной части страны, выразили желание вернуться на историческую родину. Основания для такой челобитной были очевидными: угроза дальнейшему безопасному проживанию, обострение внутренних проблем. Однако направленная из Праги комиссия тогда отказала соотечественникам. В ее заключении говорилось, что Киев способен обеспечить соблюдение прав своих граждан и их безопасность.
Навестивший Украину в сентябре прошлого года министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек, по сути, согласился с выводами коллег из МВД и отверг возможность массового переселения соотечественников.
Но проблема оставалась, и тогда волынские чехи обратились за ее решением к президенту Милошу Земану. Он, кстати, заняв пост главы государства и побывав с визитом в Киеве, принимал представителей диаспоры и вникал в их заботы. И вот программа репатриации, наконец, утверждена.
По мнению председателя Чешского общества Донбасса Александра Тышкевича, речь пока не идет о массовом переселении. Врач-невропатолог Тышкевич, чьи предки приехали на Украину в конце девятнадцатого века из Моравии, рассказал о сегодняшней ситуации, связанной с украинскими чехами. Больше всего их проживает на территории западных областей страны и в Запорожье. Всего же община насчитывает около шести тысяч человек. Все они - граждане Украины, и в большинстве своем никогда не были на исторической родине. Есть чехи, для которых родным стал украинский язык, есть те, которые говорят на русском.
Тышкевич был очень осторожен в разговоре с российским корреспондентом, он тщательно подбирал слова и избегал каких-то оценок ситуации на юго-востоке Украины.
- Сам факт встречи с вами украинские власти могут поставить мне в вину, - объяснил он. - Вы даже не представляете, до какой степени там высок градус ненависти.
По его словам, чехи принципиально не принимали участия в боевых действиях ни на чьей стороне, хотя, как граждане Украины, они подлежат призыву в вооруженные силы, а в случае отказа к ним могут быть применены меры уголовного преследования. Донецкая община состоит в основном из представителей интеллигенции - врачей, инженеров, учителей, менеджеров.
- Мы благодарны президенту Земану и целиком разделяем его позицию по поводу этого конфликта, - подчеркнул Тышкевич. - Именно по его инициативе сейчас запущена программа репатриации и помощи соотечественникам за рубежом. В первую очередь это касается тех, кто в результате гражданской войны на Украине потерял свою недвижимость, оказался без средств к существованию, стал беженцем. Кстати, мне тоже пришлось испить из этой чаши: уезжал в лагерь беженцев, расположенный в Ростовской области.
- У вас сейчас есть работа?
- Формально есть. Но фактически нет, потому что не платят зарплату, отсутствуют самые необходимые лекарства. Сейчас там другие врачи востребованы - те, кто извлекает пули и осколки, лечит раны. Мое мнение такое, что эту войну надо немедленно останавливать, а гуманитарные программы расширять, причем привлекать самые разные государства, а не только Россию, как сейчас.
Программа помощи, принятая правительством Чехии, предусматривает выделение временного бесплатного жилья на срок до года, а также финансовую помощь в размере до пятидесяти тысяч крон для взрослых и до двадцати тысяч крон для лиц младше 18 лет. Соотечественники могут также рассчитывать на содействие государства в получении права на ПМЖ, переезде и трудоустройстве.
Соотечественникам планирует помогать и католическая некоммерческая организация Arcidiecézní charita. Она обеспечит им доступ к здравоохранению, образованию, языковым курсам и окажет помощь в устройстве на работу.