Глава правительства провел рабочую встречу с руководителем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорем Артемьевым, чтобы заслушать доклад о ситуации на рынке, связанной с ценами на товары, которые выросли из-за ряда экономических факторов. "Но помимо собственно таких экономических причин, которые влияют на ценообразование, есть и неэкономические, потому что этой конъюнктурой целый ряд организаций, коммерческих организаций, пользуется, для того чтобы получать дополнительные деньги, зарабатывать больше, что называется", - уточнил глава кабинета министров.
В ФАС считают, что в росте цен на отдельные продукты экономические причины играют далеко не самую значимую роль. "Рост цен на мясо, на овощи, на другие продукты питания - на гречневую крупу, в последние время нас беспокоит рост цен на сахар и подсолнечное масло - связан в том числе с необъективными причинами", - заявил Артемьев. В результате проверок антимонопольная служба уже возбудила 98 дел по фактам завышения цен, никак не связанного с внешней конъюнктурой.
- В такой сложной экономической ситуации те, кто занимается торговлей, а отчасти и производством, должны умерить свои экономические аппетиты, - уверен Дмитрий Медведев. - Они должны понимать, что норма прибыли должна быть чуть меньше. Они не должны работать, конечно, в убыток, но попытка получить всю прибыль, которую можно себе только представить, - это использование неконкурентных методов торговли и нарушение антимонопольного законодательства.
Премьер попросил ФАС продолжать проверки ритейлеров и при необходимости подключать к этому процессу правоохранительные органы.
Игорь Артемьев также затронул тему роста цен на бензин, который по итогам года подорожал в среднем на 9 процентов. При дешевеющей нефти причиной роста стало ослабление курса рубля. "Насколько упали цены на нефть, настолько же, к сожалению, ослаб и рубль, а это прямо компенсирующие друг друга варианты", - пояснил глава ФАС.
Эти два фактора должны были просто компенсировать друг друга. "Но там есть и другие причины, о которых говорят аналитики, связанные не только с корректировкой курса рубля, но и с налоговой составляющей, и с акцизами, которые включаются в стоимость бензина, и целый ряд других причин", - заметил глава правительства.
Вместе с тем, рост цен на бензин оказался ниже уровня годовой инфляции, и пока в антимонопольной службе не ждут новых существенных скачков. "Хотя налоговый маневр и то, что было сделано для решения других очень важных государственных задач, может привести к определенному небольшому росту цен", - признал Игорь Артемьев.
Дмитрий Медвдеев попросил следить за рынком моторного топлива, потому что цены на нефть по-прежнему нестабильны. "Если сейчас корректировка происходит в рамках инфляции, то если цена на нефть начнет расти, при достаточно слабом курсе рубля это тоже будет отражаться на ценах", - сказал он.
- Всегда можно будет корректировать экспортную пошлину, - предложил Артемьев.
- Да. Можно будет тогда думать о том, каким образом воздействовать именно на порядок ценообразования, если это потребуется. Внесите тогда предложения, - попросил глава кабмина.