Новости

Мэров городов, где плохо убирают снег, следует увольнять. С таким предложением выступил член Общественной палаты, председатель ее комисcии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор. "Уволить одного, - сказал он, - и остальные сразу подтянутся, возьмут ситуацию на контроль".

В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства к этой инициативе отнеслись с пониманием. Как заявил заместитель министра Андрей Чибис, "принципиально важно, чтобы любой чиновник отвечал за качество своей работы". Однако, отметил он, "вынудить уйти в отставку недобросовестного мэра могут избиратели, в том числе через местный парламент или губернатора региона".

Коммунальщиков взял под защиту председатель Союза жилищных организаций Константин Крохин, сказав, что прежде чем увольнять мэров, стоит уточнить нормативы уборки снега: "Сейчас положено убирать последствия снегопада с улиц в течение четырех дней. При этом чистка до асфальта необязательна - допускается до 5-10 см снега и на проезжей части, и на тротуарах. Но весьма проблематично подсчитать, сколько снега было, сколько убрали, а сколько растаяло".

Зима в России - сезонный катаклизм. Начиная с ноября, что-нибудь где-нибудь непременно случается. Где-то обильный снегопад парализует движение, где-то прорыв трубы оставляет без тепла десятки домов, где-то метельный ураган на несколько суток лишает света целый поселок.

Зимние происшествия однотипны и повторяются из года в год. Вот и опять. Абакан: восемь многоэтажек в одном из микрорайонов лишились обогрева в пятнадцатиградусный мороз. Киров: у дома N7 на улице Челюскинцев в рождественские холода прорвало трубу, тепло было отключено в 13 многоквартирных домах. Ямал: из-за падения давления в теплосети в старой части поселка Газ-Сале потеряли отопление 28 объектов. Смоленск: в разгар новогодних каникул произошла крупная авария на сетевой теплотрассе, 15 тысяч жителей остались без тепла и горячей воды.

Столь же неизбежны и зимние расходы. Например, на уборку улиц от снега из городских бюджетов выделяются миллионы рублей. Только на закупку противогололедных реагентов прошлой зимой Москва потратила около 6,6 млрд рублей, Екатеринбург - 19 млн рублей, Красноярск - 11,7 млн рублей, Краснодар - 14 млн рублей, Санкт-Петербург - 11,5 млн рублей, Уфа - 2 млн рублей. Всегда ли эти средства используются по назначению? Разумеется, не всегда: маршруты бюджетных потоков в России извилисты и прихотливы. Да и не все решают деньги. Вице-премьер Дмитрий Козак отмечает закономерность: "Средства, выделяемые правительством на подготовку к зиме, из года в год увеличиваются, равно как увеличивается и доля неосвоенных регионами средств". Тем не менее губернаторы, случись что, переводят стрелки на федеральный центр, который, по их мнению, выделил недостаточно денег. Разбираться, куда деваются гигантские суммы, обычно некогда: первое дело - спасти людей от холода. Иной раз кажется: денежной массы, выделяемой какому-то региону на обогрев, вполне хватило бы, даже если топить котлы не углем, а ассигнациями.

Аварии на теплотрассах считаются бедствием техногенного свойства. Примеряясь к происшествиям нынешней зимы, можно говорить именно об авариях, не о катастрофах. Есть природные катастрофы - наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи, лесные пожары... Они происходят везде, и не существует универсального способа предотвратить их. Но есть бедствия рукотворные, причины которых глупость, небрежность, корысть - словом, "человеческий фактор". Хотя, конечно, чрезвычайные ситуации у нас множатся не только от чьей-то халатности и воровства, влекущих сбои, поломки, разрушения. Имеются и обстоятельства, которые принято называть объективными. Изношенность коммунальной инфраструктуры в российских городах и поселках составляет в среднем от 53 до 65 процентов. Около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью выработали свой ресурс. Только на полное восстановление коммунальных котельных требуется более 120 млрд рублей, на замену ветхих сетей теплоснабжения - 180 млрд.

Обязанность обеспечивать нормальную работу инженерных систем возложена на органы местного самоуправления. Из их бюджетов должны финансироваться модернизация основных фондов, замена отслужившего свой век оборудования и т.п. Но скудость ресурсов превращает эту задачу в благое пожелание. Основные фонды небольших городов и поселков фактически не модернизируются. Темпы нарастания износа составляют 2-3 процента в год. Те же тепловые трассы изношены на 70 процентов. Техническое обновление коммунальной сферы - об этом муниципальные власти пока могут только мечтать. Эксперты прогнозируют неуклонный рост аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве, и эти прогнозы неизменно сбываются. После каждой аварии происходит ритуальный "разбор полетов". С ритуальным же поиском причин аварии, ритуальным наказанием виновных и ритуальными "мерами по дальнейшему предотвращению". На днях подобной процедуре была подвергнута январская авария в Смоленске. Глава городской администрации Николай Алашеев назвал происшедшее "следствием недостаточно ответственного подхода менеджмента и персонала "Смоленской ТСК" к обеспечению процесса теплоснабжения". Таким же ритуальным действом может стать и предложенное членом Общественной палаты увольнение мэров за плохую уборку снега. Уволить можно кого угодно, но другая подготовка к зиме сейчас невозможна. Другая требует радикального обновления всего теплового хозяйства, ставшего постоянным источником сезонных катаклизмов.

Власть Работа власти Внутренняя политика Экономика ЖКХ Отопительный сезон в России Колонка Валерия Выжутовича