"Меня накануне все время спрашивали, - сказал Федор Бондарчук со сцены Первого павильона "Мосфильма" (где и вручалась премия), - мол, как вам напряженная ситуация вокруг "Золотого орла"? А в чем напряженная? Эта церемония выделяется концентрацией крупных художников, продюсеров, актеров, режиссеров - вот сейчас на сцену выходили многие из них. И многие работы этого года, мне кажется, останутся на десятилетия"...
Вот об этом и речь. В этом году, действительно, членам Национальной академии кинематографических искусств определиться с выбором было непросто. Произошло "средоточие эпохальных кинособытий", - как выразилась на церемонии министр культуры Республики Крым Арина Новосельская. Год оказался урожайным для отечественного кинематографа. И как было выбрать из пятерки фильмов, признанных самыми сильными, - один? "Левиафан", "Белые ночи почтальона Тряпицына", "Weekend", "Солнечный удар", "Звезда"?
Но обо всем по порядку. На входе в Первый павильон киноконцерна гостей встречали пушки - бутафорские, конечно. Пушки молчали - время музам говорить. Но музы и без пушек были наэлектризованы интригой.
Гостей радушно встречал гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров. А церемонию открыл пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, зачитавший со сцены приветствие Владимира Путина. В нем, в частности, отмечено, как важно то, что российские фильмы не только укрепили свое место в нашем прокате, но и добились успехов на международном уровне.
Ведущие "Золотого орла" - Дарья Спиридонова-Златопольская и Юрий Стоянов - были, на радость всем, и остроумны, и тактичны, и даже элегантны.
В начале церемонии вручили спецпремию - награду за лучший дебют получил недавний выпускник ВГИКа режиссер Иван И. Твердовский за фильм "Класс коррекции". Впервые картину показали в мае прошлого года на "Кинотавре". Наградили фильм уже в тридцатый раз. И сам режиссер, сменивший длинные космы на модный кок на голове, стал, пожалуй, похож на "Стилягу" из фильма Валерия Тодоровского.
И о Тодоровском мы тут вспомнили не случайно, конечно же.
Вручение премий начали с номинаций телевизионных. Первым за мини-сериал ее получил Владимир Хотиненко, экранизировавший "Бесов" Достоевского. А сразу же вслед за ним Валерий Тодоровский получил "Орла" за 12-серийную "Оттепель" - фильм победил в номинации лучший телевизионный сериал (более 10 серий). И это не единственная награда этого сериала - актриса Виктория Исакова получила приз за лучшую женскую роль на телевидении. А за лучшую мужскую - "Орел" прилетел к Евгению Цыганову.
Не все номинанты добрались до церемонии. Не было режиссеров Андрея Кончаловского и Анны Меликян, актера Романа Мадянова. Но именно отсутствие Виктории Исаковой дало повод для полушутливых дискуссий, импровизаций, растянувшихся на весь вечер. Исакову не отпустили с репетиции в театре - в спектакле "Вишневый сад" у Владимира Мирзоева она играет Раневскую. Валерий Тодоровский, который поднялся на сцену за ее призом, разразился веселой речью о том, как кинорежиссеры ненавидят театр. Или театр вечно вставляет "палки в колеса" кино.
После этого едва ли не каждый лауреат, поднимавшийся на сцену, всерьез или так же в шутку считал своим долгом ответить Тодоровскому. Отец четырех детей, актер "Мастерской Петра Фоменко" Евгений Цыганов подчеркнул, что порой репетиции в театре важнее получения премий. Александр Збруев, получая награду за лучшую мужскую роль в кино, посоветовал кинорежиссерам почаще ходить в театр - открывать для себя другой мир.
Были и очень трогательные минуты на церемонии. В память об недавно ушедших Елене Образцовой и Римме Марковой актриса Екатерина Гусева исполнила композицию по стихам Григория Поженяна "Я - такое дерево".
Лауреат премии "За вклад в кинематограф" - Станислав Говорухин - избегая излишнего пафоса, улыбнулся: "Я всегда считал, что ту награду дают за выслугу лет - но сейчас другое дело!".
В номинации за лучшую музыку в кинофильме сам с собой конкурировал великолепный композитор Эдуард Артемьев. Он номинирован и за музыку к "Солнечному удару", и за "Белые ночи почтальона Тряпицына". В номинации "Лучшая мужская роль на телевидении" конкурировали два актера из сериала "Оттепель" - Евгений Цыганов и Александр Яценко. На "лучшую женскую роль на телевидении" были представлены две актрисы из этого же сериала: Анна Чиповская и Виктория Исакова.
В номинациях "лучший актер второго плана" и "лучшая актриса второго плана" победили Роман Мадянов ("Левиафан") и Северия Янушайскайте ("Звезда") - хотя кто-то и готов поспорить о том, что их работы вовсе не "роли второго плана".
Приз за лучший сценарий присудили Андрею Кончаловскому и Елене Киселевой за картину "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Вручая приз, Валентин Гафт прочел свои стихи, посвященные Фаине Раневской, Булату Окуджаве, Владимиру Высоцкому… И слушали его, затаив дыхание.
Лучшим фильмом стал "Солнечный удар" - для многих вполне ожидаемо и предсказуемо. Поднявшись на сцену за наградой, Никита Михалков почти прослезился, но, взяв себя в руки, сказал о том, как долго и непросто он шел к своему фильму. О конкуренции, которая в этом году была особенно жесткой - как никогда прежде.
… Что тут скажешь. Дай бог, чтобы такая интрига в нашем кино повторялась из года в год. Чтобы было из чего выбирать по гамбургскому счету - вот ведь что главное, не правда ли?
Владимир Наумов, режиссер, президент Национальной Академией кинематографических искусств и наук России
- У меня был один голос при голосовании. Если бы голоса академиков разделились поровну, у меня было бы два голоса, но такого не произошло. Прошлый год выдался удачным - был очень широкий диапазон. Победа, как и поражение, дает много. Тот, кто сегодня не победил, может получить большее - стимул и внутреннюю силу, которые дальше будут двигать человека.
Никита Михалков, режиссер
- Мы долго шли к картине "Солнечный удар". Сейчас бы я такой фильм не снял. Мы снимали в Одессе. Одессы теперь нет. Я бы хотел съездить на Донбасс. Зрители попросили спустя три месяца после премьеры вернуть фильм в прокат. Вот это награда.
Станислав Говорухин, режиссер
- Я тронут такой наградой. Мы не надеялись ни на что. Журналисты спрашивали меня, как я отношусь к просьбе группы известных режиссеров вернуть ненормативную лексику в кино. Сейчас вернете мат, а потом другие "ценности". Мы лишились двух борцов за чистоту русского языка. Михалков и Шахназаров никогда не использовали нецензурную лексику, но время течет - люди меняются.
Андрей Звягинцев, режиссер
- Спасибо, тем, кто проголосовал за мой труд. Я благодарен людям, которые делали со мной фильм. Они не меняются уже на протяжении 11 лет. Всегда приятно получать награду. Перед началом церемонии меня спросили: "Как вы относитесь к дискуссии вокруг фильма?" Отвечаю: хорошо, что задело. Один зритель написал: "Ваш фильм вызвал у меня океан слез. Я проснулся наутро и понял, что прежний я умер. Теперь я не боюсь страха". Преодолена очередная планка, и надо идти дальше.
Александр Роднянский, продюсер
- Я рад, что наш фильм вызвал дискуссию у простой аудитории. На торренте три дня назад его просмотрели один миллион 200 тысяч зрителей. Не думаю, что все они пошли бы в кинотеатры. У нас есть прокатное удостоверение. Пока ни один кинотеатр не отказался. То, что фильм запрещают, необоснованные слухи.
Федор Бондарчук, актер, режиссер
- Я помню, как мне вручили в 2005 году Золотого Орла. Помню и все остальные церемонии. Но эта отличается по концентрации режиссеров и актеров. Представлены большие художники - Михалков, Тодоровский, Звягинцев. Они останутся в истории. Кстати, хочу поздравить Андрея Звягинцева с номинацией на "Оскар".