Напомним, что с 1 января 2015 года в России началось поэтапное повышение налога на добычу полезных ископаемых (на нефть в 1,7 раза за три года, а на газовый конденсат в 6,5 раза) и снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (в 1,7-5 раз в зависимости от вида). Маневр был разработан и принят для перераспределения нагрузки на различные виды нефтяного бизнеса - между добычей и переработкой нефти. А также для минимизации системы взимания таможенных пошлин и перевода их в налоговые платежи. Такой перенос фискальной тяжести с одних платежей на другие должен был также активизировать разработку новых месторождений и повысить прибыльность нефтедобычи из выработанных пластов.
Но теперь эксперты опасаются, что в условиях низких цен на нефть "налоговый маневр" может привести к резкому росту поставок топлива на экспорт и его дефициту на внутреннем рынке.
"Когда мы рассчитывали с Минфином налоговый маневр, цена нефти была около $100, - признает и министр Новак. - Вопросы (утечки моторного топлива на экспорт - "РГ") обсуждались, и на тот момент оснований для дефицита топлива не было. Сейчас, с учетом снижения цены, это все нужно посчитать. Конечно, мы не допустим дефицита топлива. Будем оперативно реагировать, если это потребуется".
За отмену "маневрирования" выступила "Роснефть". Компания заявляет, что в новых условиях "налоговый маневр" ведет к существенному росту цен на нефтепродукты и вынужденному отказу от модернизации нефтеперерабатывающих производств в условиях санкций, которые значительно ограничили доступ компании к финансовым ресурсам. "Резкое снижение ставок экспортных пошлин на бензины с 90% до 78% приведет к существенному повышению эффективности экспорта моторного топлива, спровоцировав тем самым рост цен на внутреннем рынке на 7-10%", - считают в "Роснефти".
К тому же при существующих обязательствах госкомпании по поставкам нефтепродуктов моторного топлива на внутренний рынок и одновременном требовании не повышать в России цены на бензин и дизтопливо нынешняя маржа нефтепереработки в сравнении с налоговым режимом 2014 года будет снижена до двух раз. Что делает малоэффективной саму нефтепереработку. При этом, - утверждают в "Роснефти", выигрывают НПЗ, не производящие нефтепродукты для внутреннего рынка и не осуществляющие инвестиции в модернизацию.
В новой ситуации резкого снижения мировых цен на нефть нужно пересчитывать всю финансовую цепочку нефтяных доходов страны, которые в 2014 году составляли более 50% федерального бюджета. Известно, что когда средняя годовая цена нефти падает на 1 доллар, российский бюджет теряет $2,2 млрд, ВВП - 0,10%, а население - 0,14% доходов. Во время финансового кризиса 2008-2009 годов, когда цены на нефть упали до $40, российский ВВП потерял около 7-8%. А ведь нынешний "нефтяной кризис", по оценкам многих экономистов может продлиться от 2-3 до 6 лет…