Правительству России совместно с администрацией президента к концу мая поручили представить проект стратегии государственной культурной политики и предложения по совершенствованию системы управления в этой сфере. Ответственными за работу Путин назначил премьер-министра России Дмитрия Медведева и советника главы государства по вопросам культуры Владимира Толстого.
Главам регионов президент рекомендовал также содействовать проведению социально ориентированных мероприятий в целях продвижения лучших произведений отечественной и зарубежной литературы и популяризации чтения.
Эта тема неслучайна и сегодня актуальна особенно - 2015 год в России назван Годом литературы. В понедельник, 26 января, на площадке медиацентра "Российской газеты" состоится презентация портала Года литературы в России 2015. В ней примут участие глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, известные писатели и их читатели.
Инициатива замечательная, но есть опасность, что она будет реализована только на бумаге.
Нужно отчетливо понимать, что состояние книжной торговли в наше время кардинально отличается от ее положения в дореволюционной России, и в советское время, и даже в эпоху "перестройки".
До революции читательский круг был узок, но относительно богат по сравнению с широким слоем крестьянского населения. Книга стоила дорого, но она была ориентирована на определенного читателя и приносила вполне определенный доход. И это было время наивысшего расцвета русской литературы.
В советское время книга, была доступна всем слоям населения, а прекрасная система книгораспространения позволяла продавать десятки тысяч экземпляров книг даже весьма средних писателей. Но хорошая, "желанная" книга была в дефиците Это был странный парадокс: при невероятном обилии книжных магазинов существовали еще и "черные" книжные рынки.
В "перестройку" этот парадокс обернулся неслыханным расцветом книжного бизнеса, оборот которого равнялся обороту алкогольной продукции.
Сегодня книжный бизнес переживает стагнацию. Делая прогнозы на нынешний год, критик Константин Мильчин пишет в "Русском репортере": "В книжном мире по объективным причинам каждый следующий год хуже предыдущего. Из-за экономических проблем он упадет еще больше".
Поэтому механически и директивно снижать цены на книги, как на гречку, значит, способствовать падению книжного бизнеса, который и так падает. Основная "накрутка" цены на книгу происходит в книжных магазинах. Но что им делать, если они арендуют помещения на тех же условиях, что и торговцы продовольственной и винно-водочной продукцией и дорогими иномарками? Снизить аренду? Где гарантия, что завтра там не появятся дорогие иномарки? Кто будет за этим следить?
Наконец, не надо забывать, что мы уже живем в постгутенберговскую эпоху. Для молодых покупка книги не проблема, скачать ее можно по цене втрое ниже цены "бумажной".
Так что проблема эта комплексная, и решать ее нужно комплексно. Нужно возрождать книжные магазины в регионах, понимая, что это очаги культуры, а не просто торговля.
Алексей Варламов, писатель
Василий Розанов говорил: "Книга должна быть дорогой". Но, на мой взгляд, в России она стоит неоправданно дорого. Цена на нее в книжных магазинах, в сравнении с отпускной издательской ценой, превышается в два-три раза. Еще одна проблема - система книгораспространения, разрушенная за последние годы. И очень важной проблемой мне видится бедственное положение провинциальных книжных издательств. Издаться в провинции - все равно что издать книгу для самого себя. В результате весь центр литературной жизни сосредоточен в двух столицах. Это проблема, которую должны решать губернаторы на местах.
Борис Куприянов, соучредитель книжного магазина "Фаланстер":
Книжные магазины в России неуклонно сокращаются. Вообще ситуация на российском книжном рынке катастрофичная. В 15-миллионном городе, сравнимым со средней европейской страной, книжных магазинов порядка 400-500. В Лондоне их - вдумайтесь - в 11 раз больше. То, что книга не только товар, а прежде всего культурная ценность, не учитывается. В нашей стране огромное количество классических книжных магазинов закрылись навсегда. Есть целые города, где книжные магазины отсутствуют вовсе. И книжная региональная критика при этом ужасающая. У почты и интернет-магазинов привить любовь к чтению не получится, потому что без нормальной книжной критики дело не спорится. И еще немаловажный момент: книжку все-таки надо видеть, перед тем как ее купить. Мой прогноз не очень утешительный: мы рискуем, что молодежь перестанет читать.
Борис Есенькин, президент ТД "БИБЛИО-ГЛОБУС":
Заявление президента - прежде всего сигнал губернаторам. В регионах книжные предприятия перестали быть объектами государственного значения. Да и по большому счету, традиционный книжный магазин нужно совершенствовать. Он должен представлять многофункциональный культурный центр, быть состыкован со школьными библиотеками, например. У кого нет возможности книгу купить, могут ее взять почитать через магазин. И библиотека (районная, городская) в этом смысле осуществляет роль посредника. У книжных домов одна из проблем - их нерентабельность. Я не говорю, что нам нужны дотации. Дотации необходимы детской литературе. Для нее послабление цен - вполне разумное решение. Детская литература не должна иметь высокую цену. Да, сейчас она полиграфически прекрасна. Но ведь "бюджетный" вариант книги (небольшой вариант, мягкий переплет) никто не отменял.
Подготовила Наталия Маргиева