По словам эксперта, поскольку государственной "скорой помощи" в Германии нет, а для частных врачей визиты на дом нерентабельны, вызывать их по мелочам, если кто-то сломал палец или заболел гриппом, не принято. Работодатели принимают справки, выданные в течение трех дней после начала болезни, а в крайнем случае терапевт поверит на слово и пришлет ее по почте с условием, что пациент покажется ему, как только сможет держаться на ногах.
В случае острой необходимости немцы набирают номер пожарной охраны, которая переадресует вызов в отделения Красного Креста или других спасательных организаций, которые работают по заданию государства и осуществляют прямой расчет со страховыми компаниями. Местные власти определяют число команд, необходимых для обеспечения потребностей населения определенного района. Обычно в машинах ездят врач и санитар. Немцы вызывают спасателей лишь по серьезным причинам, например, в случае инсульта. В Берлине для скорости к пациентам прилетает даже вертолет. "Больные просто рады, что к ним пришла помощь, так что ругаться или лезть на врача с кулаками им и в голову не придет", - резюмирует немецкий эксперт. А в случае уголовщины на место происшествия приезжают не только спасатели, но и полиция, так что защита обеспечена.
В воскресные и праздничные дни у граждан есть возможность обратиться к врачам "чрезвычайной службы", однако во врачебную практику надо идти тоже на своих двоих. Распространенное явление в Германии - обращение в приемные (или спасательные) отделения больниц. Как рассказала "РГ" представительница крупной берлинской больницы с травматологическим отделением "Урбан" Миша Морисо, случаи агрессии там иногда имеют место. Персонал больниц обучают методам психологического урегулирования конфликтных ситуаций. На случай скандала один из психологов также постоянно присутствует в приемном отделении. Кроме того, во многих больницах работает специальная частная служба безопасности. В больнице "Вивантес", расположенной в берлинском районе Кройцберг, где много туристов и часты случаи эксцессов на фоне алкогольного или наркотического опьянения, врачи обязаны разъяснять пациентам, почему кто-то идет к ним "без очереди". Ведь больной с пулевым ранением должен получить медицинскую помощь явно быстрее пациента с гриппом. Благодаря разъяснительному материалу в виде плакатов и брошюр в больницах удается избежать истерик и потасовок.