Президентская библиотека представила дневники блокадников

На портале Президентской библиотеки имени Ельцина представили оцифрованные дневниковые записи блокадников - как взрослых, так и детей.

Говоря об этой коллекции, сотрудники библиотеки выделяют, в частности, книгу Юлии Хордикайнен "Жизнь в оккупации и в первые послевоенные годы". Она подробно описывает войну глазами ребенка. В те годы Юлия, будучи маленькой девочкой, проживала с родителями в Пушкине. "Дневник сестры (мой пропал) - дневник обычной девочки. Его неоспоримое достоинство - бесхитростное фиксирование всего, что было с нами, вокруг нас", - пишет в предисловии сестра автора Софья Нуриджанова.

Еще один заслуживающий внимания труд - "Записки блокадника" Валентина Звонарева. "В результате сентябрьского налета нашей квартире был нанесен серьезный ущерб, - пишет ленинградец. - Теперь южная оконечность главного коридора квартиры заканчивалась не стеной с дверьми на парадную лестницу, как было раньше, а огромной рваной дырой, возникшей вместо стены. За этой дырой в лестничной шахте, куда упала бомба, лежала в развалинах обрушившаяся парадная лестница"…

Среди личных записей также выделяется "Дневник Зинаиды Антоновны Рыжковой". В нем, например, можно найти строки от 19 января 1944 года о прорыве блокады: "Приказ о прорыве фронта южнее Ораниенбаума и у Пулкова. Занято Финское Койрово, Красное Село, Дудергоф, Петергоф. Не спали до часу. Выпили за победу. Настроение радостное". А вот рассказ о 27 января 1944 года: "Салют в честь снятия блокады в Ленинграде! - пишет в своей записной книжке Зинаида Антоновна. - Наблюдали его с берега Невы. Зрелище незабываемое и для нас, ленинградцев, глубоко волнующее".

На сайте библиотеки также можно ознакомиться с воспоминаниями знаменитого историка Бориса Пиотровского, отца нынешнего директора Государственного Эрмитажа. В блокадные годы он, как и многие его коллеги, продолжал научную работу. Борис Борисович вспоминает: "В Доме ученых, ожидая скудный обед, подававшийся при свечах в темном помещении нашей столовой, я встречал своих старых знакомых-историков, сильно изменившихся, с закопченными от буржуек лицами и руками, но полных энергии, строивших планы своих научных работ, несмотря на то, что многие стояли на пороге смерти".

В фонде Президентской библиотеки накоплено большое количество рассказов, жизненных историй, воспоминаний о блокаде, огромный архив периодики того времени. Кроме письменных свидетельств, блокадная цифровая коллекция включает в себя продовольственные карточки, мобилизационные предписания, пропуска и другие документы военной поры.