Высокую вероятность того, что S&P понизит рейтинг России, признал ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, добавив, что в условиях санкций это не приведет к серьезным макроэкономическим последствиям. Что катастрофы не произойдет, считают и эксперты "РГ".
Госдолг России составляет всего 11 процентов от ВВП страны, компании, не говоря уже о государстве, исправно обслуживают свои обязательства перед кредиторами. Так в чем же дело? В том, что кредитные рейтинги должны отражать не столько прошлое и настоящее, сколько будущее, то, что может произойти в течение ближайших двух-трех лет, поясняет логику рейтинговых агентств завкафедрой фондового рынка и финансового инжиниринга РАНХиГС, бывший зампред ЦБ Константин Корищенко.
Вывод российского рейтинга в спекулятивную категорию будет означать, что с точки зрения рейтинговых агентств Россия исправно выполняет свои финансовые обязательства, но ее экономика сталкивается со значительной неопределенностью, способной повлиять на уровень кредитного риска в будущем. В последние месяцы агентства объясняли снижение рейтингов обвалом цен на энергоносители и другие основные товары российского экспорта, а также влиянием санкций. Те же причины называются и сейчас.
Впрочем, снижение рейтингов рынки уже в определенной мере "отыграли": цены на российские активы упали, стоимость кредитов для российских корпораций возросла. Все это имело бы куда большее значение, если бы мы продолжали занимать на западных рынках капитала, но они закрыты в результате санкций. Сейчас стоимость активов все-таки больше реагирует на дешевеющую нефть и на напряженную геополитическую ситуацию, чем на действия рейтинговых агентств. Поэтому вряд ли вслед за понижением рейтинга последуют яркие события, и уж точно катастрофы не произойдет, заключает Константин Корищенко.
Действительно, все обойдется простой тревогой, считает профессор департамента финансов НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов. Или "неприятным шумом", как выразился Алексей Улюкаев.
Однако нужно помнить, что кредитные рейтинги имеют существенное значение для международных инвесторов, они не просто учитываются при принятии инвестиционных решений, но и заложены в инвестиционные правила многих институциональных инвесторов. Доля иностранных инвестфондов в госдолге РФ составляет около 25 процентов, это примерно 900 миллиардов рублей. А законодательство многих развитых стран предполагает автоматический "выход" из ценных бумаг государств и компаний, чей кредитный рейтинг опускается за пределы инвестиционного уровня.
При этом распродажа российских финансовых активов затронет банки и компании, им может потребоваться дополнительно до 30 миллиардов долларов. Все это усилит давление на рубль, ведь валюту надо будет искать на внутреннем рынке. Плюс по некоторым договорам о привлечении внешнего финансирования сработают ковенанты о досрочном погашении долгов.
Не исключено, что при таком раскладе доллар станет дефицитным товаром и на какое-то время может взлететь до 100 рублей. Впрочем, этот сценарий маловероятен, оговаривается Александр Абрамов, и его можно предотвратить инструментами Центрального банка.
Ранее рейтинговое агентство Moody's понизило рейтинг российских государственных облигаций с уровня "Baa2" до уровня "Baa3". Также агентство Fitch в самом начале 2015 года снизило кредитный рейтинг России с "BBB" до "BBB-" с негативным прогнозом. Такой рейтинг по принятой классификации все еще является инвестиционным.
Рейтинговые агентства - это коммерческие организации, которые занимаются оценкой платежеспособности и долговых обязательств государств и компаний. "Большой тройке" принадлежит примерно 95 процентов рынка. После череды неадекватных оценок во время мирового экономического кризиса 2008-2009 годов некоторые страны, в том числе и США, начали принимать законодательные решения, которые бы позволили снизить зависимость экономик от рейтингов международных агентств. В 2012 году то же самое сделали в Евросоюзе.