Пока это только идея, в которую заложено несколько принципиальных условий. Первое: земля не просто раздается, она должна работать. Юрий Трутнев предлагает через три года проверить, как земля используется. "Не используется - ну значит, извините, изымаем", - заявил вице-премьер в телепрограмме "Вести в субботу с Сергеем Брилевым". Второе: поле деятельности на предоставляемых участках может быть самым широким. По словам вице-премьера, люди могут заниматься лесным хозяйством, агрокультурой, могут построить туристический приют или базу... При этом схема получения земли должна быть максимально простой - никаких проектов, экономического обоснования и т.п. от новых дальневосточных предпринимателей требовать не будут.
Третье: если кому-то не хватит бесплатного участка, надо предложить людям докупить столько, сколько нужно, по льготной цене. Четвертое: бесплатные земельные участки будут предоставляться исключительно гражданам России, местным жителям или пожелавшим переселиться на Дальний Восток из других регионов страны. Государство сделает все, чтобы исключить явный или неявный переход земли иностранцам, подчеркнул Юрий Трутнев.
Пятое: бесплатные участки будут выделяться за чертой городов, чтобы избежать коррупционных рисков. "Мы не сможем обеспечить справедливое предоставление земельных участков, потому что нам надо, чтобы вот эти земельные участки по гектару имели примерно равную стоимость. Как только мы войдем в черту городов, то близость к инфраструктуре начнет играть большую роль", - считает Юрий Трутнев.
Вместе с тем, похоже, что принципиальный вопрос - какое именно количество земли следует давать бесплатно - пока находится в стадии обсуждения. Вице-премьер уже неоднократно назвал площадь в один гектар. В свою очередь, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заявлял, что один гектар - это минимум, о котором может идти речь. И вообще тут многое зависит от возможностей того или иного региона. Например, сообщалось, что Магаданская область готова рассмотреть вариант в 5 гектаров.
Тем не менее народ уже активно обсуждает это интересное предложение - кто с азартом, кто с иронией. Появляются самые разнообразные проекты и прожекты. Например, некто на днях обратился по телефону к специалистам-геологам Приморского края с таким вопросом: есть ли у них данные о залежах ценных металлов в недрах Уссурийской тайги? "Есть, конечно, а зачем вам"? Выяснилось, он с товарищами целится взять обещанные гектары земли как раз в таком месте.
Предложения на форумах в Интернете посыпались одно за другим: "Объединяемся с коллегами и устраиваем парк культуры. Это позор, но в Приморье нет развлечений для детей!"; "Можно построить горнолыжную трассу. Снега нет в краевом центре, а в тайге его полно"; "Ипподром хочу. Кто со мной - пишите"...
Впрочем, такого настроя хватило только на пару дней. Помечтав и поразмыслив, дальневосточники, похоже, разделили осторожность президента, сказавшего полпреду: "Здесь много вопросов, которые требуют дополнительного изучения".
Читаем в Интернете: "Сельским хозяйством заниматься?! Да кто им заниматься будет? В малых масштабах невыгодно, а на крупный рынок не пустят! Задавят!". "Зачем создавать охотничье хозяйство, когда иди в тайгу и охоться..." "Я из Пожарского района. Здесь брошенных домов возле Лучегорска - полно, хоть с гектаром, хоть с двумя. Приезжайте, берите". "Вы готовы получить свой гектар в глухомани, где нет электричества, водоснабжения, связи? Дороги, кстати, туда тоже нет".
Надо признать, что за последний год отток населения из региона снизился в полтора раза и есть кое-где положительное сальдо миграции. Но давать по гектару земли, похоже, будут далеко от городов и от моря, буквально в тайге. Эксперты скептически оценивают саму "заманиху". Вряд ли кусок земли сейчас представляет такую же ценность, что и полтора века назад. А взять ее "на потом", нельзя: неиспользуемый три года участок будут изымать.
"Вдали от больших городов нет развитой инфраструктуры, люди не будут ехать на пустую землю. Путин совершенно правильно сказал, что нужно хорошо эту идею обдумать. Ее необходимо проработать в комплексе, придумать систему, отвечающую сегодняшним интересам", - считает профессор кафедры архитектуры и градостроительства Дальневосточного федерального университета Валентин Аникеев. По словам профессора и члена-корреспондента РААСН, в Приморском крае существуют десятки тысяч гектаров пустующих мелиорированных земель, уже заросших бурьяном, в местах с приемлемой транспортной доступностью. "Жилье, да и сельхозугодья человеку не нужны в глухом лесу - ему нужно быть рядом с центрами цивилизации, медицины, образования, общения, а производителю сельскохозяйственной продукции хотелось бы быть как можно ближе к потребителю", - говорит кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев.
Александр Бессолицын, замзавкафедрой истории экономики РАНХиГС, д.э.н, профессор, к.и.н.:
- Идея прямо скажем, здравая, но она требует серьезной проработки. Если земля будет предоставляться без субаренды, без перепродажи - замечательно. На Дальнем Востоке свободной земли много и ее надо использовать.
Сейчас многие проводят параллель между этой идеей и столыпинской реформой. Думаю, это допустимо только в том случае, если земля будет даваться под цели сельского хозяйства, ведь столыпинская реформа была именно аграрной. Пока же не очень понятно, как можно будет эту землю использовать. Предложений много, но, думаю, в документах, которые будут подготовлены для реализации проекта, необходимо четко определить сферы деятельности на этой земле и круг граждан, которым она может быть предоставлена.
Следующее. Если там построить, скажем, турбазу, то одного гектара, возможно, и хватит. А если землю будут брать под сельскохозяйственное производство, то гектара явно недостаточно. Напомню, что Столыпин раздавал наделы до 50 гектаров на семью. Это реальная земля, реальное производство. Люди переезжали семьями, со всем скарбом, со скотом, с орудиями труда. В данном случае, если мы хотим, чтобы люди на Дальнем Востоке занимались сельхозпроизводством, то не надо заставлять их покупать землю, пусть даже по льготной цене, а надо дать реальный надел. И вообще это должна быть комплексная программа, софинансируемая государством, с льготным налогообложением.
Еще раз повторяю: идея хорошая, но очень важно ее не заговорить. Надо действовать быстро. Если сразу все подготовить невозможно, давайте начнем с чего-то одного. Например, с создания фермерских хозяйств. Сделаем первый шаг, потом следующие. Думаю, надо идти поэтапно, не пытаться все сделать одним махом.
Справка "РГ"
В 1861 году Амурская и Приморская области были объявлены правительством открытыми для заселения "крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет".
Второй этап заселения начался в 1882 году с регулярных рейсов Одесса - Владивосток пароходами Добровольного флота. Тогда в край приехало много выходцев с Украины. Всего с 1883 по 1901 год в край переселилось (в основном морским путем) 55 208 человек.
Начало третьему этапу положило завершение в 1901 году строительства Транссиба, по которому в край приехало 198 953 переселенца. Всего с 1861 по 1917 год переселились 268 820 крестьян и казаков, которыми было основано 503 села и 16 поселков.