Тем не менее энергосервисные компании не особо стремятся окучивать жилищный рынок. Как сообщила "РГБ" директор департамента правовых и корпоративных вопросов компании "ГПБ-Энергоэффект" Ольга Анурова, пока для этого нет особых предпосылок. "Специфический субъектный состав (не один или несколько граждан, а сотни или тысячи в зависимости от "емкости" дома), недовольство и сопротивление хотя бы одного человека будет означать риск для всего проекта. Такие проекты также несут огромный объем организационной работы, не дающий на финише гарантий снятия рисков оспаривания договора. Немаловажную роль играет экономическое положение и ментальность людей, которые сегодня не готовы к расходам, окупаемым в долгосрочной перспективе", - подчеркнула Ольга Анурова.
На "круглом столе" "Совершенствование государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг в жилищном секторе", прошедшем в Аналитическом центре при правительстве РФ, эксперты рассмотрели основные барьеры на пути развития энергосервиса. По словам замруководителя дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра Натальи Павловой, в первую очередь это отсутствие правопреемственности по ЭД. То есть смена собственника жилья не предполагает соблюдение этого договора новым владельцем квартиры. Вторая лакуна - размытые нормативы по минимальному кворуму собственников помещений, необходимому для заключения контракта. Так, согласно закону N 185-ФЗ о фонде содействия реформированию ЖКХ решение принимается двумя третями голосов собственников, по ст. 46 Жилищного кодекса для этого необходимо обычное большинство. Зато ч. 4 ст. 19 Закона об энергосбережении требует уже 100-процентного согласия владельцев недвижимости. Кроме того, необходимость подписания энергосервисного договора каждым собственником помещений в доме делает заключение контракта практически нереальным, особенно если в доме несколько сотен квартир, приватизированных несколькими членами семьи. Также, считает Наталья Павлова, требуется добавить в нормативную правовую базу условия предоставления при оплате коммунальных услуг льгот и субсидий на экономию ресурсов, полученных в результате реализации энергосервисных мероприятий. Пока же для собственников помещений, пользующихся социальными льготами, ЭД абсолютно невыгоден.
В конце прошлого года правительством был утвержден "План мероприятий по совершенствованию госрегулирования в области оказания энергосервисных услуг". Он предусматривает внесение поправок в Жилищный кодекс, Закон об энергосбережении и еще шесть федеральных законов, которые позволят привести нормативную базу в области энергосервисных контрактов к единому знаменателю и способствовать развитию этого перспективного направления. "Наша задача сделать законодательство в области энергосервиса максимально комфортным для бизнеса", - подчеркнула руководитель дирекции по вопросам ЖКХ Аналитического центра Мария Шилина. Поправки снимают все упомянутые барьеры на пути энергосервиса. У экспертов отрасли они не вызвали нареканий, разве что возник спор, к какому виду услуг отнести строку "энергосервис" в Едином платежном документе. Явно, что ни к коммунальным, ни к жилищным он отношения не имеет. По мнению исполнительного директора Ассоциации ТСЖ и ЖСК Евгении Юнисовой, логичнее всего занести эту услугу в графу "капитальный ремонт и обслуживание дома".
Также эксперты сошлись во мнении, что при проведении энергоремонта жилого фонда желательно модернизировать не отдельный многоквартирный дом, а целый "куст". Ведь снизив энергопотребление одного здания на определенной территории (микрорайон, поселок и т.д.), в других домах на выходе получим перерасход энергии, и в целом для этой территории эффект будет нулевой. Поэтому в идеале модернизации должна быть подвергнута котельная и все "привязанные" к ней здания.
"Наибольший эффект можно получить как раз от энергосервисной модернизации жилых домов, - уверен член правления Некоммерческого партнерства "Совет энергоаудиторских фирм нефтяной и газовой промышленности" Петр Шомов, - но ее необходимо проводить в комплексе, обновляя всю систему энергоснабжения". Действительно, утеплив фасад зданий, мы получим в них экономию тепла, с другой стороны могут увеличиться его потери из "дырявых" сетей. К тому же генерирующая компания, потеряв объемы сбыта тепла, скорее всего взвинтит тарифы на свои услуги. И здесь, по мнению Евгении Юнисовой, законодательство необходимо подредактировать таким образом, чтобы снабжающие организации перестали себя чувствовать кастой "неприкасаемых".