Такой маршрут определила ему компания "Газпром", которая и будет строить новый экспортный газопровод. Этот путь позволит частично сохранить уже сделанные инвестиции в прокладку упраздненного в конце прошлого года "Южного потока” - через Болгарию. За последние три года "Газпром" успел вложить в проект 4,66 млрд долларов. Теперь первый газ по новой трубе должен поступить на территорию Турции в декабре 2016 года. Первая нитка рассчитана на транспортировку 15,8 млрд кубов газа в год.
Напомним, что первоначально российский газ должен был пойти в Европу по трубе, которую планировалось проложить по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а далее по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб. Ее строительство позволило бы снизить транзитные риски при поставках российского газа в Европу через территорию Украины. Проект был предложен "Газпромом", но обещал быть международным: "Газпрому" в нем отводилось 50 процентов, еще 20 процентов - итальянской Eni, по 15 процентов французской Electricite de France (EDF) и германской Wintershall. Совокупные затраты на него оценивались в 23,5 млрд евро, но мощность газового потока составила бы 63 млрд кубометров в год.
О решении отказаться от реализации проекта "Южный поток" заявил 1 декабря 2014 года Владимир Путин. Президент РФ пояснил, что строительство газопровода не может начаться, поскольку Болгария из-за давления Еврокомиссии до сих пор не дала на это разрешение. Хотя одни лишь только прямые доходы от транзита газа принесли бы болгарскому бюджету не менее 400 млн евро в год. Потом Болгария попыталась дать обратный ход, но было поздно.
Новый, "Турецкий поток", который теперь будет сооружаться вместо "Южного", сохранит те же четыре нитки и ту же мощность - 63 миллиарда кубометров газа в год. Но теперь из них 14 млрд кубометров будет получать сама Турция, а остальное пойдет дальше в Европу: на турецко-греческой границе будет создан для этого дополнительный "газовый хаб". Это также позволит частично нивелировать риски поставок через Украину. Но, учитывая вдвое меньшую протяженность нового маршрута, российские затраты на него тоже ожидаются вдвое меньше.
Газотранспортные мощности на турецкой территории будут создаваться совместно с турецким партнером "Газпрома" - компанией Botas. Доли участия сторон будут определены в ходе дальнейших переговоров. В ближайшую неделю партнеры должны предоставить план-график строительства нового газопровода.