Александр Атанесян, кинорежиссер:
Будь я фермером, то с благодарностью принял бы раздаваемую землю, о которой повествует "РГ" на 5-й полосе. Конечно, я бы все бросил, только не имея других возможностей, чтобы заниматься землей (вряд ли счастливые ставропольцы бросят насиженный чернозем). Простому человеку бросить все не так просто: семьи, связи, обязательства и привычка жить на родной земле. Однако, если все звезды обстоятельств сойдутся и человек действительно видит себя на новой земле, он без всякого сомнения поедет колонизировать Дальний Восток.
При условии, конечно же, выданных кредитов, созданных рынков сбыта и необходимой дешевой инфраструктуры. А то окажется наш человек где-то в тайге, далеко от населенных пунктов и прочих радостей цивилизации, обязанный обрабатывать новую землю последующие пять лет под страхом ее конфискации. Очистить новоприобретенную землю от подлеска человек сможет сам, но в более тяжелых случаях, когда нужен трактор, гражданин не справится без государства.
Обсуждаемое российское дальневосточное настоящее в чем-то схоже с американским дико-западным прошлым. Правда, Америка, помимо бесплатно раздаваемой земли, ввела определенное количество правил. Например, до сегодняшнего дня налогообложение США не касается малолетнего, возрастом от трех до пяти лет, бизнеса, в зависимости от вида оного. В первую очередь налоги не касаются фермерского хозяйства. Как говорится, при социализме надо строить, а при капитализме не мешать.
Это ведь все не просто так: сел, поехал и давай стричь купоны. В голове крутятся мысли - где взять инструменты, технику, деньги на логистику и прочее. Если у нас упомянутые правила будут учтены должным образом, то законопроект будет работать и приносить баснословные дивиденды.