27.01.2015 11:27
    Поделиться

    В нечерноземных регионах начали пересматривать бюджеты-2015

    В нечерноземных регионах начали пересматривать бюджеты на 2015 год
    Основные параметры бюджетов нечерноземных регионов Центральной России на 2015 год - Брянской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской областей - существенно отличаются, но при этом их объединяет одно общее качество. Все они, как любят выражаться чиновники и депутаты, социально ориентированы.

    Доля расходов на социальную сферу практически повсеместно превысит 60 процентов, а на Брянщине достигнет рекордных 74,5 пункта. Это фактически означает, что в наступившем году власти этих регионов будут заниматься "бухгалтерией", оставив до лучших времен экономические прорывы и инвестирование в развитие инфраструктуры. В моде снова "экономная экономика".

    Самым большим бюджетом из числа перечисленных регионов в этом году располагает Тульская область (45,4 миллиарда рублей), за ней следуют Калужская (43,6), Владимирская (43,1), Брянская (около 41), Рязанская (38,3) и Смоленская (30,1). В такой же последовательности располагаются регионы и по объему запланированных расходов. При этом совершенно другая ситуация с бюджетным дефицитом. Самый большой - у Смоленской области (3,57 миллиарда рублей), потом следуют Владимирская (3,4), Калужская (3,2), Тульская (2,9), Брянская (1,1), и только в Рязанской области удалось принять практически сбалансированный бюджет (дефицит - около 620 миллионов рублей). Столь пестрая картина свидетельствует о том, что в какой бы сложной финансово-экономической ситуации ни разрабатывались проекты основных финансовых документов - подходы у чиновников различаются.

    - Собственных доходов для исполнения обязательств нам не хватает. Регион нуждается в помощи из федерального бюджета, а она несколько меньше, чем год назад, - констатировал заместитель губернатора Смоленской области Игорь Скобелев. - Если дотация на выравнивание составит для Смоленской области 2,25 миллиарда рублей (что примерно на 330 миллионов больше, чем в 2014-м), то зарплата работников бюджетной сферы в 2015 году увеличится только на уровень инфляции, а сумма дотации на сбалансированность сократится в общей сложности примерно на полмиллиарда. Таким образом, совокупный объем финансовой помощи снизится по сравнению с предыдущим годом примерно на 200 миллионов рублей. В этих условиях у нас не было другого выхода, кроме разработки предельно дефицитного бюджета.

    Между тем власти Тульской области поставили задачу постепенно перейти к жизни по средствам. Дефицит регионального бюджета здесь сознательно сокращен с 18,2 процента доходов в 2014 году до 6,4 в 2015-м.

    - Мы должны учитывать существующие тенденции в экономике, - пояснил новую политику министр финансов региона Владимир Юдин.

    Все оценки, которые были даны региональным бюджетам в период их утверждения, к сегодняшнему дню во многом устарели

    Небольшой размер дефицита в Рязанской области также стал результатом особого внимания правительства и законодательного органа к вопросу стабильности бюджета.

    - Мы с тщательностью подошли к вопросу эффективности использования бюджетных средств, - сообщил местным журналистам первый зампредседателя Рязанской облдумы Юрий Еременко. - В 2015 году регион практически перешел к программному способу формирования бюджета. Если в прошлом году на программы направлялось около 50 процентов бюджета, то сегодня уже 85. Средства будут выделяться в расчете на определенные показатели, и эффективность их использования можно будет проверить.

    В Калужской области дефицит бюджета по сравнению с 2013 годом уменьшился с 5,5 миллиарда рублей до 3,2 - за счет сокращения расходов на образование (с 9,4 до 7,92 миллиарда) и здравоохранение (с 11,56 до 10,93 миллиарда). Губернатор региона Анатолий Артамонов - пожалуй, единственный из своих коллег - назвал принятый в регионе бюджет оптимистичным:

    - Выполнить все те задачи, которые заложены в законе, будет непросто, - отметил он. - Ожидания населения высоки - мы привыкли, что каждый год прибавляем по всем направлениям. Так, в 2015-м нужно ввести в строй новый корпус нашего университета, новые объекты в здравоохранении - перинатальный центр, поликлинику в Балабаново, инфекционную больницу. Будет продолжено строительство многочисленных спортивных объектов. Так что принятый бюджет - оптимистичный.

    Между тем практически повсеместно чиновники и депутаты, комментируя утвержденные бюджеты, говорили о сложной финансовой обстановке, тревожились из-за сокращения доходов региональных дорожных фондов, снижения объема безвозмездных перечислений из федерального бюджета и прочих негативных факторов. Откладываются до лучших времен программы капитальных вложений. К примеру, в Смоленской области в 2015 году фактически будет возводиться единственный объект - перинатальный центр, а власти региональной столицы подумывают отказаться от завершения строительства ряда объектов, которые нужно было построить еще к 1150-летию города - в сентябре 2013-го.

    Самое печальное, что все оценки, которые были даны региональным бюджетам в период их утверждения, к сегодняшнему дню во многом устарели - и, похоже, вместе с основными параметрами финансовых документов. Недаром власти Брянской области уже внесли на рассмотрение законодателей первый пакет поправок в главный финансовый документ, который был утвержден только в конце ноября. А все дело в том, что верстались они в основном летом и осенью 2014-го, когда никто не мог предсказать нынешних сложностей.

    Как отмечает профессор МГУ Наталья Зубаревич, в половине регионов Центральной России средняя заработная плата уже сократилась на 2-4 процента, люди начали экономить. Это непременно отразится и на малом бизнесе: туристической отрасли, рынке недвижимости, строительстве, торговле, страховании, банковском секторе. Пока никто не берется предсказать, какой масштаб приобретет проблема безработицы, но не стоит забывать, что одним из основных источников наполнения казны является налог на доходы физических лиц.

    Поделиться