27.01.2015 12:50
    Поделиться

    В Твери возник дефицит водителей маршрутных такси

    В Твери не выходит в рейс каждое пятое городское маршрутное такси, а кадровые проблемы испытывают, наверное, все бизнесмены, занимающиеся пассажирскими перевозками. Тяжелее всего приходится владельцам одного-двух микроавтобусов - нередко им приходится самим садиться за руль.

    Такие данные в разговоре с корреспондентом "РГ" привел вице-президент саморегулируемой организации транспортных предпринимателей "Приоритет" Николай Маслов. Он пояснил, что причиной возникшего кризиса стало ужесточение миграционного законодательства.

    О том, что ФМС выдворила за пределы России полторы сотни иностранцев, нелегально работавших водителями маршруток в Твери и области, стало известно накануне новогодних каникул. Еще тысяча человек последует в том же направлении в ближайшем будущем: документы на них ГИБДД уже передало миграционным властям. Подавляющее большинство является выходцами из бывших советских республик.

    У обоих ведомств были веские причины пойти на крайние меры. Мигранты-водители, которых перевозчики весьма охотно нанимают из-за их готовности работать за небольшие деньги, часто не имеют разрешения на работу или вовсе находятся в России нелегально. Кроме того, многие из них постоянно становятся участниками ДТП, а их квалификация не соответствует требованиям.

    Ситуация ухудшалась с каждым месяцем. На встрече с участниками рынка перевозок маршрутными такси начальник регионального УГИБДД Алексей Смирнов озвучил такие данные: за 11 месяцев 2014-го выявлено около десяти тысяч нарушений ПДД водителями маршруток, что почти вдвое больше, чем годом ранее. Львиная доля грубых проступков (таких как управление неисправным автомобилем, непредоставление преимущества пешеходам, проезд на красный свет) приходится именно на нелегальных мигрантов.

    Без совместных действий власти и бизнеса Тверь рискует потерять маршрутные такси как вид общественного транспорта

    - Иностранцы здорово выручали нас, - отмечает Николай Маслов. - Россияне неохотно идут в водители маршруток: их не устраивает 12-часовой рабочий день и относительно низкая зарплата. Поднять ее мы не можем, так как не из чего: нам не согласовывают повышение стоимости проезда. Последний раз тариф поднимали летом 2012 года. А мигранты - менее требовательны. Примерно половину своей зарплаты (до 15 тысяч рублей) они ежемесячно пересылают семьям, остальное уходит на съем жилья и питание. Никто из них не пьет, не курит и в конфликты не вступает.

    Правда, предприниматель не стал связывать дефицит водителей маршруток именно с депортацией мигрантов, подчеркнув, что основные причины - ужесточение миграционного законодательства и падение курса рубля.

    - Стоимость всех справок и разрешений на работу в Твери составляет порядка 15 тысяч рублей. Процесс долгий, к тому же каждого ждет экзамен на знание русского языка, а курсы его освоения также платные, - сообщил Николай Маслов. - Кроме того, в переводе на свою валюту они стали зарабатывать намного меньше и уже не могут высылать семьям прежние суммы. Все это и породило отток водителей-иностранцев, поскольку работать в России им стало невыгодно.

    Правда, для простого пассажира дефицит водителей маршруток в Твери еще не слишком заметен. Возможно, последствия случившихся событий проявятся в будущем, но пока давок в маршрутках нет, разве что в традиционные часы пик. К тому же, начиная с весны прошлого года, городская администрация проводит весьма жесткий курс на сокращение доли частников в городских перевозках, считая, что общественный транспорт должен быть преимущественно муниципальным. Предпринимателей там считают "полулегалами", обвиняя в нежелании заключать договоры на перевозку пассажиров, упрекая в участившихся ДТП и фактически выдавливая с рынка. При этом и увеличения присутствия муниципального транспорта на улицах не наблюдается. Наоборот, один за другим сокращаются трамвайные и троллейбусные маршруты.

    Так что кадровую проблему частникам-перевозчикам все равно придется решать. Николай Маслов уверен, что без совместных действий власти и бизнеса город рискует потерять маршрутные такси как таковые. Чтобы этого не произошло, нужно готовить молодых водителей, подключив для этого ресурсы ДОСААФ и гражданских автошкол. Речь идет и о повышении стоимости проезда, которое, как утверждают предприниматели, позволит повысить водителям зарплату и уровень социальной защиты.

    Поделиться