В 2014 году полеты из аэропорта Ростова-на-Дону выполняли 45 российских и иностранных авиакомпаний по 78 регулярным направлениям. Но больше половины всех перевозок пришлось на долю трех крупных авиакомпаний.
Как сообщают в пресс-службе аэропорта, основная часть пассажиров в прошедшем году выбирала перелеты по России: на внутренних авиалиниях было обслужено 1,5 миллиона человек, что на 15,8 процента больше, чем в 2013 году. А вот число выбравших международные рейсы, напротив, снизилось почти на 5,5 процента, до 870,5 тысячи пассажиров, что вполне объяснимо. Отзыв лицензий у нескольких крупных туристических компаний привел к тому, что, отправляясь на отдых, люди стали гораздо чаще отдавать предпочтение российским курортам.
Это наглядно подтверждает статистика перелетов из Ростова в Симферополь: несмотря на то что крымский рейс открыли только в прошлом году, за несколько месяцев он успел принести аэропорту более 70 тысяч пассажиров. Это сопоставимо с турпотоком на таких востребованных направлениях, как Стамбул и Шарм-эль-Шейх.
Кроме Симферополя в тройке самых популярных отечественных направлений для улетающих из ростовского аэропорта Москва и Санкт-Петербург. За границу же из донской столицы чаще всего летали в Анталию, Ереван, Стамбул, Шарм-эль-Шейх, Хургаду, Прагу и Ташкент. На эти направления пришлось более 80 процентов общего пассажиропотока.
Популярностью в 2014 году также пользовались рейсы в Салоники (рост 33,1 процента) и Душанбе (рост в 1,1 раза). Вырос спрос и на межрегиональные перевозки: в Волгоград прирост пассажиропотока увеличился на 75,2 процента, в Сургут - на 75,9 процента, в Краснодар - в три раза, Минеральные Воды - в 5,3 раза и Астрахань - в 1,4 раза.
Донская статистика отражает общероссийскую тенденцию. По словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, в целом авиационный рынок в ушедшем году развивался вполне успешно, несмотря на кризисную ситуацию в экономике.
- По данным Росавиации, за январь-октябрь прошедшего года всего перевезено 80 487 752 пассажира, или 111,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из этого количества во внутреннем сообщении перевезено 39 342 252 пассажира, или 118,7 процента к аналогичному периоду прошлого года. То есть, несмотря на непростую ситуацию в экономике, инфляцию, снижение курса рубля и доходов населения, граждане продолжали летать, - добавляет эксперт.
Кстати, некоторые авиарейсы стали возможны благодаря федеральной программе субсидирования воздушных перевозок. К примеру, таким образом был открыт рейс Саратов - Ростов-на-Дону. Билеты в экономическом классе обслуживания в одном направлении здесь стоили от полутора тысяч рублей, туда-обратно - от трех тысяч. Несмотря на доступные цены, по информации пресс-службы авиакомпании, популярным среди пассажиров это направление не стало. За три месяца было перевезено всего около 1,2 тысячи человек. Поэтому с января текущего года авиакомпания свернула работу на данном направлении.
К сожалению, это не единственный пример отказа авиаперевозчиков от невостребованных, а значит, и нерентабельных межрегиональных перевозок. Сегодня многие авиакомпании идут на оптимизацию маршрутов. Сразу несколько крупных международных компаний заявили о том, что вынуждены частично отменить прямые рейсы в первом квартале 2015-го. Донская столица также оказалась в перечне попавших под сокращение.
Отказ от некоторых маршрутов эксперты объясняют несколькими причинами. Во-первых, у перевозчиков могла измениться стратегия, и поэтому они прекращают полеты. Во-вторых, на каких-то направлениях могла значительно вырасти конкуренция, и заполняемость самолетов снизилась. Но у одних авиакомпаний есть финансовый резерв, чтобы перенести это и продолжить полеты, а у других его нет, и они вынуждены закрывать часть маршрутов.
Если рост конкуренции продолжится, то не исключено, что процесс снижения числа рейсов на юге России не остановится, хотя в среднесрочной перспективе, по мнению Дмитрия Баранова, можно ожидать увеличения частоты полетов.
- Во-первых, потому, что по сравнению с другими странами у нас летают мало. А это как раз и создает предпосылки для дальнейшего роста объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок. Помочь этому как раз и могут именно региональные аэропорты, в том числе и на юге, - поясняет эксперт. - Во-вторых, учитывая размеры нашей страны, именно воздушный транспорт позволяет добраться во многие населенные пункты достаточно быстро. А в некоторые населенные пункты можно попасть только по воздуху, актуально это и для ЮФО с его сложным рельефом. И в-третьих, в России принята программа развития авиаперевозок, в том числе и региональных, и власти намерены существенно увеличить вклад воздушного транспорта в ВВП страны, нарастить поступления от него в бюджеты всех уровней, с его помощью увеличить число рабочих мест, загрузить отечественную авиационную промышленность. Все это также будет способствовать тому, что летать в стране станут больше, и могут восстановиться не только отмененные рейсы, но и появятся новые.
Как у соседей
В Астраханской области об отмене рейсов с первого января объявили две российские авиакомпании. Одна из них отказалась от маршрута Астрахань - Краснодар, вторая сразу от трех направлений: в Казань, Минеральные Воды и Ростов-на-Дону.