Директор образовательных программ Школы новых медиа, совладелец и главный редактор музыкального портала Zvuki.ru Софья Соколова привела данные исследования, согласно которым в США Интернет и мобайл по длительности пребывания потребителя у экрана уже опередили традиционное телевидение. По доходам, однако, оно по-прежнему опережает Интернет и мобайл вместе взятые. В России телевизор пока лидирует и по пребыванию аудитории у экрана. Но все равно, если сложить Интернет и мобайл, цифры достаточно неплохие. "Хотя, конечно, доходность здесь меньше, чем на Западе", - добавила Соколова.
Большой разрыв между временем, которое пользователь тратит на тот или иной формат СМИ, и доходностью этого формата опасен тем, что он дает мало возможностей медиахолдингам инвестировать именно туда, куда уходит аудитория. "Грубо говоря, если аудитория стремительно перемещается в мобайл, при этом доходы туда не перемещаются, по логике развития бизнеса всем понятно, что надо инвестировать в мобайл, стараться закрепиться, занять нишу и развивать именно ее. Но за счет чего, если сейчас она не приносит денег? Если мы говорим о чистом бизнесе, самая большая задача медиаотрасли - инвестировать растущие направления за счет денег, которые приносят старые", - подчеркнула главный редактор газеты "Ведомости" Татьяна Лысова. То есть, по ее словам, даже понимая, что печатные версии изданий будут сокращаться, надо помнить, что пока это основной источник дохода, про который нельзя забывать, иначе не будет средств инвестировать в то, что станет источником дохода для медиахолдинга завтра.
"Мы как будто прыгаем по кочкам на болоте, при этом где-то вдалеке есть маленькая кочка, но она растет. Нам нужно иметь силы, чтобы на нее перепрыгнуть вовремя, чтобы не потонуть вместе с той кочкой, на которой мы стоим сейчас", - добавила эксперт. По ее мнению, самые дальновидные и решительные руководители отрасли имеют волю железной рукой инвестировать туда, где сейчас нет денег, но они понимают, что эти деньги там будут. Нерешительные, осмотрительные руководители и акционеры имеют шансы проиграть.
Шеф-редактор ИА "РБК" Елизавета Осетинская назвала колоссальной угрозой в этом году медийную рекламу, которая будет "спасибо, если снижаться, а не падать". Затраты на маркетинг в кризис сокращаются в первую очередь. По мнению Осетинской, правильную позицию заняли медиа, предлагающие платную подписку на свой онлайн-контент. "Это логика, потому что если медиа делает качественный контент, этот контент стоит денег", - уверена эксперт. Что касается инвестиций в мобайл, по ее словам, очевидно, что все больше людей предпочитают смотреть новости с телефонов или планшетов, однако в структуре доходов эти источники занимают всего 1%. Поэтому встает вопрос, как медиа смогут эффективно развивать мобайл, не вкладывая в это большие деньги. "Речь идет о рационализации инвестиций. Они должны быть, но не должно быть коврового бомбометания денег, потому что этих денег просто нет. Развиваться будет то, что может принести дополнительные доходы или оптимизацию, а не то, что может принести дополнительные расходы. Никаких дополнительных расходов ни у кого в этом году не будет, даже включая государственные СМИ", - уверена Осетинская.