27.01.2015 00:42
Поделиться

В России утвердили стратегию развития торговли на период до 2020 года

Глава минпромторга Денис Мантуров утвердил Стратегию развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года. Документ направлен на развитие многоформатной торговли, снижение административных барьеров и стимулирование предпринимательской инициативы. Планируется скорректировать правовую базу, стимулировать развитие саморегулирования в торговле, модернизировать информационные ресурсы о торговле и т. п. "Акцент делается на ускоренное развитие малых форматов торговли, а также розничных рынков и ярмарок, которые зачастую являются единственными каналами сбыта продукции для малых производителей продуктов питания и потребительских товаров", - отмечает Марат Ибрагимов, аналитик ФГ БКС.

Развитие крупного сетевого ретейла ведомство не беспокоит, торговые сети активно развиваются. "Государство должно отслеживать, чтобы торговые сети не подавляли иные, более слабые с рыночной точки зрения, торговые форматы и чтобы отношения крупных торговых сетей с поставщиками и производителями выстраивались на условиях нормальных добросовестных практик, без навязывания неблагоприятных для производителей условий сотрудничества и без злоупотребления правом стороной, более сильной с рыночной точки зрения. Последнюю задачу целесообразно выполнить посредством использования механизмов саморегулирования", - говорится в стратегии. Также документ предполагает развитие малого торгового бизнеса (мобильной и нестационарной торговли, ярмарочной торговли и максимальное упрощение всех процедур для организации и проведения ярмарок, организация современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков, развитие малого семейного торгового бизнеса); дистанционной торговли; оптового продовольственного звена и т.д.

- Инициативу развивать малые форматы торговли - специализированные магазины, магазины у дома и пр. - для расширения доступности магазинов для покупателей в благополучной экономической обстановке можно оценить исключительно положительно. Однако новая экономическая реальность диктует свои правила, и сегодня мы видим, что разрыв в ценниках между магазинами традиционных форматов и современных форматов становится все больше. У крупных сетей за счет высоких объемов продаж есть возможность удерживать цены на более низком уровне, чем у небольших точек. Куда пойдет российский покупатель, вынужденный экономить, - в магазин у дома, где цены на 20-25% выше, или все же будет готов дойти до современного магазина с более привлекательными ценниками? Ответ очевиден. Обороты розничной торговли в ближайшее время будут расти скорее в денежном выражении, чем в натуральном. Покупатели откажутся от импульсных покупок, станут реже ходить в магазины, и это неизбежно наложит свой отпечаток на развитие торговли в России, - говорит Илона Лепп, директор по работе с розничными сетями Nielsen в Северо-Восточной Европе.

К сожалению, 2015 год розничная торговля встречает с наихудшими результатами со времен 2009 года. Сегодняшняя потребительская модель поведения домашних хозяйств характерна для повышенной турбулентности на валютном рынке и неопределенной экономической ситуации - по максимуму сделать закупки товаров длительного пользования, включая инвестиционные товары. Затем население резко снизит свою покупательскую активность, перейдя к ограниченному потреблению только самых необходимых товаров и продуктов, а также по возможности начнет сберегать часть дохода, создавая свои суверенные резервы и фонды личного благосостояния для минимизации возможных социальных потерь от объявленного курса "затягивания поясов", прогнозируют аналитики НИУ ВШЭ. Это серьезно ударит по рознице.

- Розничная торговля находится в сложном положении прежде всего из-за изменений налоговой политики. Минпромторг делает правильные заявления в своей стратегии развития торговли, тогда как правительство и минфин разрешают регионам вводить местные налоги на малый и средний бизнес, которые существенно осложнят жизнь предпринимателям. У малого бизнеса остается несколько выходов из создавшегося положения: либо повысить цены на продукцию, либо сократить инфраструктуру, либо уйти в тень, - полагает Виталий Филонов, директор по маркетингу интернет-гипермаркета детских товаров Mamagazin.ru. - В 2015 году розничную торговлю ждет сохранение объемов рынка и множество слияний и поглощений - крупные сети будут использовать момент для покупки подешевевших активов. Розничные рынки и ярмарки, действительно, являются удобным форматом и для государства, и для предпринимателей, главная их проблема - недостаток удобных мест для проведения.