Эксперт: Диалог бизнеса и государства сможет поддержать рынок туризма

Сегодня мировой рынок туристических услуг переживает, возможно, самые серьезные перемены за последние тридцать лет - после либерализации воздушного транспорта, которая дала колоссальный толчок развитию индустрии путешествий.

Существует несколько факторов, которые оказывают наибольшее влияние на эволюцию трэвел-сегмента и формируют основные тенденции сегодняшнего дня. В первую очередь это взрывное развитие интернет-сервисов и рост популярности мобильных приложений. Для путешественников становится все важнее иметь доступ к простым и функциональным сервисам с мобильных устройств из любой точки мира. Это обуславливает переход конкуренции между поставщиками услуг в новую плоскость. Не стоит забывать и о соцсетях, которые сегодня превратились в основной рупор потребительского мнения. Другой немаловажный фактор - развитие новых предложений на рынке транспортных услуг и повышение их доступности. На российскую туристическую отрасль кроме этих глобальных факторов оказали серьезное влияние и локальные. Изменение курса рубля привело к удорожанию предложения для российских туристов и вызвало сокращение спроса.

Это привело к тому, что не все туркомпании смогли справиться с резким изменением экономической обстановки, снижением спроса, изменением курсовых разниц в России. Некоторые туроператоры были вынуждены отказаться от выполнения своих обязательств. В свою очередь это спровоцировало рост недоверия российских путешественников к туристическим агентствам и операторам. Негативная динамика на рынке выездного туризма могла бы потенциально компенсироваться перетеканием в спрос на рынке внутреннего туризма. Именно на активизацию этого сегмента туристической отрасли России и направлена, например, федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма до 2018 года. Но по-прежнему этот процесс сталкивается с такими преградами, как несоответствие внутреннего предложения уровню доступности и сервиса на международных направлениях. И это касается практически всех элементов транспортно-туристической цепочки.

Очевидно, что без мер эффективной государственной поддержки и стимулирования развития внутреннего туризма такой разрыв в качестве обслуживания не сможет быть быстро ликвидирован. Здесь необходимы механизмы, которые позволят участникам отечественного туристического рынка при грамотной и эффективной поддержке государства достаточно быстро нарастить как объемы, так и качество предоставляемых ими услуг.

Однако эффективность едва ли оценивается объемами бюджетов, выделенных на государственно-частное партнерство в рамках федеральной программы. Не менее важна непрямая поддержка со стороны государства. Она может быть реализована в форме налогового стимулирования авиакомпаний к перевозкам на внутрироссийских маршрутах, возможных послаблений со стороны региональных властей в части местных налогов для осуществления инвестиций в локальную туристическую инфраструктуру. Росту активности могло бы способствовать и кредитование предприятий турбизнеса, и сферы обслуживания на льготных условиях.

Стимулирование спроса не ограничивается только бюджетными интервенциями со стороны государства. Инициатива должна быть и на стороне бизнеса, который путем развития и внедрения новых технологических решений сможет способствовать пробуждению интереса к новым возможностям для путешествий. Другой ключевой драйвер развития отрасли, над которым сегодня необходимо тщательно работать, - доверие российских туристов. Сегодня вернуть его может только способность к взаимодействию и поиску компромиссных и эффективных решений как государства, так и частного предпринимательства.

В определении ключевых проблем отрасли и поиске решений важную роль играет прямой диалог между государством и бизнесом. Наладить его можно разными путями, включая создание совместных консультационных групп и советов, проведение всесторонних исследований рынка, коллективную разработку новых рычагов воздействия на рыночную среду. Однако результативность такого диалога может быть обеспечена только конкретными мерами, направленными на развитие отрасли и стимулирование спроса. В противном случае этот диалог рискует обратиться в декларативные заявления без реальной основы для дальнейших действий.

Большое значение в развитии туристической отрасли имеют и различные сервисы, которые повышают доступность туристского продукта. Именно доступность онлайн и мобильных сервисов способствует росту привлекательности и популярности путешествий по России. Ключевыми факторами успеха являются надежность сервисов и их качество.

Бизнес должен обеспечивать устойчивую развивающуюся структуру, которая сможет гарантировать путешественникам не только наиболее выгодные, но и самые надежные предложения. Важно видеть тенденции рынка и следовать за ними, внедрять новые технологии и использовать новые способы взаимодействия с путешественниками. Это может быть активная кампания в социальных сетях или новое грамотно разработанное мобильное приложение. Необходимо действовать, делать шаги навстречу своим клиентам, предлагать новые идеи, анализировать результаты и оптимизировать процессы.

Туристическая отрасль дает бизнесу широкое поле для инициативы и предлагает множество вариантов приложения новейших разработок в различных областях человеческой деятельности. Сочетание эффективного законодательства, новых технологий и ответственности игроков рынка в среднесрочной перспективе сможет не только остановить падение в отрасли, но и дать ей мощный толчок для дальнейшего развития, но уже на новом уровне.