Зачем в сферу соцобслуживания населения нужно привлекать бизнес?
Алексей Вовченко: Сейчас в сфере соцобслуживания представлен, в основном, госсектор. В процентном соотношении 7202 организации, или 98,8%, являются государственными, и только 95 организаций, или 1,2%, являются негосударственными. При этом аудитория получателей колоссальная - ежегодно соцуслуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому получают около 19 млн человек, в основном это пожилые люди и инвалиды. Сейчас на оказание услуг в стационарах есть очередь, примерно 17 тыс. чел. Демографические прогнозы говорят о том, что в дальнейшем численность пожилого населения будет неуклонно расти. Уже к началу 2016 года число лиц старше трудоспособного возраста достигнет 35,8 млн чел. Соответственно, контингент получателей будет также расширяться. Привлекая бизнес в соцобслуживание, мы можем закрыть дефицит услуг в этой сфере, оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Каковы условия для бизнеса?
Алексей Вовченко: Основное условие - вхождение в реестр поставщиков социальных услуг. Такой реестр будет вестись в каждом регионе в уполномоченном органе соцзащиты. Минтруд утвердил своим приказом рекомендации по формированию реестра. В частности, поставщику следует представить сведения о формах социального обслуживания, перечне предоставляемых соцуслуг, тарифах на соцуслуги, своем опыте работы. Каждый регион вправе уточнить или расширить перечень предоставляемой информации.
Какие именно соцуслуги может оказывать бизнес?
Алексей Вовченко: Новым законом устанавливаются конкретные виды социальных услуг. Это социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги. Кроме того, в закон включены новые для сферы соцобслуживания услуги для повышения коммуникативного потенциала людей с инвалидностью, в том числе детей-инвалидов. Это может быть помощь психолога, педагога, чтобы инвалид мог без труда "влиться" в общество. В законе указаны также срочные соцуслуги, которые оказываются в экстренных жизненных случаях: к примеру, обеспечить питанием, одеждой.
Каждый поставщик выбирает из этого перечня определенный вид услуг, которые он сможет предоставлять получателям по выбранной форме соцобслуживания: стационарной, полустационарной или на дому. В ряде регионов есть уже ряд частных поставщиков, которые успешно работают.
В чем выгода государства?
Алексей Вовченко: Для того чтобы построить стационар, требуются серьезные инвестиции. Возможности государства ограничены. Поэтому привлекать инвесторов для создания таких объектов выгодно. С точки зрения администрирования это тоже намного проще. Государство контролирует качество оказываемых коммерческим сектором услуг и компенсирует расходы на их оказание. Кроме того, мы считаем, что вовлечение бизнеса поможет создать здоровую конкуренцию на этом рынке. Ведь теперь у самого гражданина появляется выбор. Раньше он мог пользоваться только теми услугами, которые предоставляет государство. Теперь у него есть возможность сравнить качество услуг государственной и коммерческой организаций и сделать выбор в пользу оптимального варианта.
Когда закон заработает в полную силу?
Алексей Вовченко: Закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Для его реализации приняты подзаконные акты: постановления правительства, приказы минтруда. Каждый регион разрабатывает свою нормативную базу. Этими документами, в частности, утверждены правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, примерный перечень соцуслуг по видам, рекомендации по нормативам социальных услуг. Будут также утверждены подушевые нормативы финансирования соцуслуг. Исходя из этих нормативов, региональные органы соцзащиты будут компенсировать частным поставщикам расходы на обслуживание нуждающихся в помощи людей. В региональных актах содержатся конкретные нормативы по стоимости каждой услуги: как эта стоимость рассчитывается, какие категории граждан будут получать услуги бесплатно.
Регион сам установит тариф?
Алексей Вовченко: Да. Мы на федеральном уровне даем рекомендации по расчету тарифов, чтобы не было перекоса в предоставлении соцуслуг по регионам. Установленная планка не может быть снижена, у региона есть право ее поднять.
А если регион установит заниженные тарифы и оказание соцуслуг станет бизнесу невыгодно?
Алексей Вовченко: Тарифы устанавливаются одинаковые как для государственных, так и коммерческих организаций. Соответственно, компенсации за оказанные услуги будут равными. Приведу пример. Допустим, человеку полагается социальная помощь, он решает обратиться в частную компанию, услуги которой стоят дороже, чем в государственной организации. В таком случае, государство возмещает стоимость по тарифу, а все, что свыше, оплачивает сам человек.
У бизнеса много расходов, в том числе на строительство или капремонт, если речь идет о стационарном учреждении. Как уравнять шансы государственных и коммерческих организаций в этом случае?
Алексей Вовченко: Соцобслуживание включает в себя широкий спектр услуг. Помимо лечения в стационаре, компании могут оказывать платные услуги и другим нуждающимся в помощи, включая уборку по дому, покупку лекарств, домашний уход, различные досуговые мероприятия. Если на рынок заходит новый игрок - коммерческое предприятие, которое решает построить, к примеру, дом престарелых, у него возникают внушительные инвестиционные вложения. Мы активно работаем над мерами, которые помогут бизнесу включиться в сферу соцобслуживания. Для этого мы вносим изменения в часть вторую Налогового кодекса, суть которых - в создании для организаций, осуществляющих социальное обслуживание, по аналогии с медицинскими и образовательными, благоприятного налогового режима. В частности, это обнуление налоговой ставки по налогу на прибыль и освобождение от НДС по тем услугам, которые оказывают частные компании. Также для компенсации затрат по строительству будет предусмотрено субсидирование ставки по кредиту, который берет частник на строительство учреждения соцобслуживания. Субсидия предусмотрена в размере всей ключевой ставки ЦБ РФ.
Одна из сложностей при входе на этот рынок - чересчур подробные СанПиНы. Они изменены?
Алексей Вовченко: Да, СанПиНы были существенно упрощены. В частности, сняты излишние требования к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации вновь строящихся и реконструируемых объектов. Исключены положения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам земельного участка под строительство. Предоставлено право размещать организации во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях. Это дает возможность приспособить и адаптировать жилые здания под социальные дома для пожилых людей. Устранены излишние требования в части нормы площади помещений проживания людей, состава и площади помещений административно-бытового обслуживания, а также типов санитарных узлов, площади помещений и состава оборудования. Это позволит сократить издержки инвесторов при реализации проектов по предоставлению соцуслуг.
На каком этапе участники процесса договариваются о получении льгот и компенсации расходов за оказанные услуги?
Алексей Вовченко: Для реализации таких проектов необходим механизм фиксации длительных обязательств. Механизм госзакупок в этом случае неэффективен, так как с его помощью можно заключить договор максимум на три года. А бизнес хотел бы иметь более долгосрочные гарантии. В этом случае возможно использование государственно-частного партнерства. Также мы предусмотрели возможность применения концессионного соглашения.
Какое количество коммерческих организаций планируется привлечь в эту сферу?
Алексей Вовченко: В 2015 году мы намерены реализовать ряд пилотных проектов в сфере соцобслуживания населения в регионах. В бюджете на это уже заложены 168,5 млн рублей. Из них будет возмещаться часть затрат на уплату процентов по кредитам на строительство домов для пожилых людей. Мы надеемся, что эти меры станут импульсом для включения бизнеса в процессы предоставления соцуслуг. Мы ставим серьезную задачу - расширить негосударственный сектор в этой сфере до 10% к 2018 году.