Семь малоизвестных фактов из жизни Евгения Леонова

29 января 1994 года не стало Евгения Леонова. Для детворы он был добрым и смешным медвежонком Винни-Пухом, для взрослых - доцентом из легендарных "Джентльменов удачи", королем из "Обыкновенного чуда", чатланином из "Кин-дза-дза", для театралов - Лариосиком в "Днях Турбиных" и Тевье-молочником в "Поминальной молитве". "РГ" вспомнила семь малоизвестных фактов из жизни великого артиста.

1. Советским хоббитом был Евгений Леонов

В 1976 году издательство "Детская литература" предложила художнику Михаилу Беломлинскому проиллюстрировать книгу Джона Толкиена "Хоббит или туда и обратно". Главного героя - Бильбо Беггинса он рисовал со своего любимого актера Евгения Леонова. Считал, что тот очень похож на добродушного и забавного полурослика. Беломлинский изобразил Хоббита-Леонова пузатым и с мохнатыми ногами. Персонаж получился очень обаятельным, но разрешение на использование имиджа артиста художник у Леонова не спросил. Рисунки в издательстве очень понравились, особенно Хоббит-Леонов, и книгу отправили в типографию.

Почти одновременно в "Литературной газете" появилась огромная статья Юрия Никулина, где знаменитый клоун и киноартист жаловался на то, что украли его имидж и используют для изготовления "каких-то дурацких кукол". Однако о нарушении авторских прав представление в то время в Советском Союзе было самое смутное. Беломлинский ждал неприятностей. Но история с украденным имиджем Леонова разрешилась благополучно. Беломлинский вспоминал:

- Но тут Леонов приехал в Питер, в Дом кино, где проходила премьера фильма с его участием, и режиссер Володя Шредель, наш приятель, пригласил нас на просмотр и банкет. На банкете жена говорит: "Вот сейчас все выпьют, расслабятся, и хорошо бы тебе показать Леонову книгу". (Я только что получил сигнальный экземпляр.) Она помчалась домой и привезла "Хоббита". И когда режиссер познакомил нас с Леоновым, я ему говорю: "Евгений Павлович! Вы мой самый любимый артист. Я вот даже в замечательную книжку вас нарисовал, без вашего, правда, разрешения". Тут он, вопреки всем моим опасениям, пришел в неописуемый восторг, прямо хохотал, рассматривая картинки (и кругом все смеялись), а потом вдруг так растерянно спрашивает: "Эх, а где бы вот и мне достать такую книжку, ведь это, наверное, трудно?" А я ему: "Да я с радостью подарю ее вам, вот эту, и прямо сейчас". Надписал ее и вручил Леонову под общий восторг всех.

2. Первый секс-символ страны Советов

Роль буфетчика Шулейкина в комедии Владимира Фетина "Полосатый рейс" принесла Леонову всенародную славу. В прокате 1961 года картина заняла первое место. Кинозрители были в восторге от бесстрашной блондинки - дрессировщицы Маргариты Назаровой, но особенно полюбился зрителям толстенький буфетчик и горе-укротитель в исполнении Евгения Леонова. Сам актер признавался в личных беседах, что во время съемок знаменитого эпизода в ванной, где появляется тигр, он здорово струхнул. Хищник, конечно, был под присмотром дрессировщиков-профессионалов. "Но я подумал, вдруг не удержат?" - делился артист своими страхами. И хотя звездой фильма была несравненная Маргарита Назарова, Леонов считал, что все держалось на ее супруге Константиновском.

Кстати, благодаря этой картине Евгений Леонов, можно сказать, стал первым секс-символом советского кино. Как вспоминал Леонов: "Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры Екатерину Фурцеву. Потом было много нареканий..."

3. О роли механика в судьбе "Донской повести"

Спустя три года после съемок "Полосатого рейса" Владимир Фетин неожиданно предложил Леонову драматическую роль в фильме "Донская повесть". Картина рассказывает о трагической судьбе и любви донского казака Якова Шибалко. Леонов вспоминал, что когда Фетин сообщил, что у него есть для него роль в новом фильме по рассказам Шолохова "Донская повесть" и "Шибалково семя" он замер и подумал, что это похуже хищников. Сначала актер возразил, а потом согласился, решив, что все равно худсовет "Ленфильма" не допустит, чтобы комедийный актер играл такую драматическую роль. Действительно, худсовет возражал: "Только что Леонов рассмешил всех в "Полосатом рейсе" - и вдруг "Донская повесть". Что общего? Где логика?". Но Фетин всех убедил.

Кстати, приемная комиссия смотрела фильм с финала - механик перепутал коробки с пленкой. И оказалось, такая перестановка придала картине еще больше трагизма и накала страстей. Режиссер принял случайную оплошность механика, и в такой последовательности картина и вышла в прокат.

4. Джентльмен удачи в ондатровой шапке

В эксцентрической комедии Александра Серого "Джентльмены удачи" Леонов одновременно перевоплощался в беспощадного рецидивиста по кличке Доцент и директора детсада Евгения Ивановича Трошкина. Добродушный и трогательный Леонов специально ходил в Бутырскую тюрьму, чтобы лучше понять воровской характер. Ему разрешили наблюдать за заключенными в глазок камеры.

"Джентльмены удачи" вышли на экраны в 1972 году. И почти сразу же многие фразы из него завоевали всенародную популярность. Особенно запомнились: "пасть порву", "редиска - нехороший человек". Критики признавали, что это дурновкусие. Но над крылатыми выражениями в исполнении Леонова хохотала вся страна.

Как-то зимой Леонов приехал в донской город Миллерово. Стужа страшная, заносы, в магазинах шаром покати. Местные жители, узнав, что в их город приехал Леонов, еще до концертов стали приносить своему любимцу гостинцы: цимлянских лещей, окорок, сало. На мясо Евгений Павлович не налегал, а вот уху обожал. Причем из двух или трех сортов рыб. И икру ему всегда на сковородочке жарили. Жили в скромной гостинице. Леонова, конечно, селили в самый лучший номер, в котором останавливались секретари райкомов. Выступали в небольшом Доме культуры. Заслуженный артист России Александр Коняхин, который ездил тогда с Евгением Леоновым, вспоминал, как в коридоре его перехватил местный охотник и предложил сделку: если Леонов лично ему скажет "Пасть порву. Моргала выколю", он ему подарит меховую шапку. Следующим утром творческая группа увидела Леонова в новой роскошной ондатровой шапке.

5. Продавец рыбы нототении

Леонов - один из первых советских актеров, снявшихся в рекламе. Он сыграл роль продавца рыбы нототении, которую советовал непременно включить в свой рацион. В 1970-х рекламные ролики снимали режиссеры "Мосфильма" и "Ленфильма", и вскоре многие известные актеры стали подрабатывать на рекламе. "Впрочем, сняться в рекламе тогда считалось престижно, и эта работа, как и сейчас, высоко оплачивалась", - вспоминал режиссер советских рекламных роликов Иосиф Трахтенгерц. Но главный режиссер театра имени Маяковского, где тогда работал Евгений Павлович, не простил знаменитому артисту халтуры. Хотя мирился с тем, что Леонов часто отпрашивался в киноэкспедиции. Как рассказывал потом сам Гончаров: "На телеэкране появилась реклама рыбы нототении, которую обаятельно подавал любимец публики Евгений Леонов. Я взорвался. Собрал труппу и произнес речь, которую по отношению к самому себе никогда бы никому не простил. Дескать, костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича Леонова. Скинемся, что ли, шапку по кругу, чтобы артист не пробавлялся нототенией. Конечно, Женя этого не простил. Мы расстались, и он ушел в Театр имени Ленинского комсомола к Марку Захарову".

6. 10 лет играл Колобка в Новочеркасске

Мало кто помнит, что в советское время знаменитые народные артисты брали шефство над провинциальными театрами. Великий Смоктуновский каждый год отправлялся в Мариуполь. А любимец миллионов Евгений Леонов, сменив на посту Василия Ланового, 10 лет играл в Новочеркасске в театре имени Веры Комиссаржевской роль полицая Колобка в спектакле "Трибунал". Роль Колобка числилась за звездным артистом чисто формально. Полицая играл местный актер, а для Леонова, когда он приезжал в столицу казачества, организовывали творческие встречи. О шефстве с Евгением Павловичем договорился тогдашний директор театра Константин Федорович Кобзарь, который был знаком со многими звездами. Леонову Кобзарь звонил, когда горел финансовый план театра. Евгений Павлович приезжал, колесил по донской глубинке, залы были забиты, и план провинциальный театр перевыполнял с лихвой.

На творческих встречах Леонов вспоминал, как снимался в "Полосатом рейсе", "Джентльменах удачи", "Донской повести", где играл с красавицей Чурсиной. Высокую и стройную Людмилу он называл жерделой и рассказывал, как в совместных сценах его всегда ставили либо на пригорок, либо на скамеечку, чтобы не казался меньше ростом. Вспоминал Леонов и про то, как пришел в театр Станиславского на зарплату 40 рублей и, чтобы подзаработать, по ночам работал упаковщиком - клеил коробки. Потом Леонов обязательно читал монолог чеховского Иванова, и еще в программе были сцены из спектаклей "Женское постоянство" по пьесе Сомерсета Моэма "Верная жена". Подыгрывал артисту его администратор Александр Орлов.

7. Донос на "левые концерты"

Концертная ставка у Леонова была одной из самых высоких, 150 рублей. Ее еще Фурцева утверждала. Кстати, всенародная любовь не спасла Леонова от кляуз. Это сейчас артист - вольная птица. Лишь бы соблюдал договоренности и не срывал контракты. В советское время концертная деятельность артиста строго контролировалась Союзом кинематографистов или Союзом театральных деятелей. Конфуз вышел, когда Новочеркасский театр гастролировал в Сызрани. Директор Кобзарь туда же пригласил и знаменитого шефа театра. Но какой-то аноним написал донос, что в Сызрани Леонов выступает с "левыми" концертами. Евгения Павловича срочно вызвали на ковер в СТД. А вскоре в "Советской культуре" появилась разгромная статья. С тех пор Евгений Павлович приезжать перестал. Что интересно, спустя какие-то два года артистам разрешили выступать на коммерческой основе не со своими театрами.