Вице-мэр Екатеринбурга рассказал, как вырастить "рукастых" мужиков

После годового перерыва в администрации Екатеринбурга возобновились программные советы по планам развития мегаполиса.

Напомним, Стратегический план развития в Екатеринбурге был принят одним из первых в стране - в 2003 году. С 2007-го он корректируется - пересматриваются отдельные проекты в связи с объективными переменами. К примеру, потерял актуальность проект обратной связи с населением, предусматривавший распространение почтовых карточек с отпечатанным адресом администрации города и наклеенными марками. Подразумевалось, что екатеринбуржцы будут таким способом отправлять в мэрию свои предложения по улучшению жизни в городе. Еще в начале нулевых эта идея была новацией, а сегодня в свете развития информационных технологий уже кажется смешной. То же касается намерения обеспечить каждую квартиру стационарной телефонной связью - сегодня в этом пункте плана телефонные провода заменены на оптоволокно. Что касается развития метро, то сейчас проектируют подземку, которая вообще не предполагает участия машинистов - движение поездов будет автоматизировано. В планах администрации в 2015 году привести в соответствие со временем остальные 20 проектов (они затрагивают инженерное обеспечение, строительство парковок, транспортную логистику и другие темы).

В то же время сейчас всем ясно, что в ближайшие годы придется, как говорится, затянуть пояса. В условиях жесткой экономии и дефицита бюджета строить планы на 10-15 лет вперед кажется нелогичным - хоть бы на первостепенные нужды денег хватило.

- Стратегия - это не программа социально-экономического развития, финансируемая из бюджета, а формирование механизма, в котором бюджетные средства выступают лишь катализатором: когда на один рубль бюджетных вложений мы привлекаем три-пять рублей частных, - возражает заместитель главы администрации города по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский. - Например, бюджет профинансировал строительство дороги в аэропорт Кольцово. Сейчас эта трасса обрастает инфраструктурой: теперь уже частники вкладываются в инженерные сети, строительство жилья, торговых точек, гостиниц, центров обслуживания. Поэтому нельзя воспринимать реализацию стратегии только в бюджетном ключе. Это формирование работы с бизнесом и общественностью по тем направлениям, которые дают экономический эффект. Когда предприниматель четко видит приоритеты нашего планирования с горизонтом в 10-15 лет, ему проще просчитать инвестиции - он понимает, что будет делать власть.

Риски, конечно, и при таком подходе остаются. Среди них вице-мэр назвал в первую очередь проблему с водой. Сегодня Екатеринбург качает ее не только из ближайших прудов, но и из Нязепетровского водохранилища (Челябинской области) и тратит на одну лишь работу насосов по миллиону рублей в день. Проекты создания системы водохранилищ близ города есть, но решение это очень дорогостоящее.

Еще одна стратегическая проблема - областной центр рискует потерять способную молодежь, которая в погоне за перспективами уезжает в Москву, Санкт-Петербург. В столице бюджетное обеспечение на душу населения - 150 тысяч рублей, тогда как в Екатеринбурге - лишь 25 тысяч. Так что удержать молодых специалистов можно только развитой инфраструктурой.

Журналисты поинтересовались, могут ли екатеринбуржцы своими глазами увидеть реальное воплощение какого-нибудь раздела или даже небольшого кусочка Стратегического плана - но чтобы это было очень наглядно.

- Выходите на смотровую площадку бизнес-центра "Высоцкий", и вы увидите практически новый город, выросший на базе старого. Это миллионы квадратных метров современной офисной и жилой недвижимости, новые дороги, - говорит Александр Высокинский. - Результат планирования нельзя увидеть одномоментно, это совокупность показателей. Важно, что на территории города работают и государственные, и частные деньги. Сегодня в России два региональных центра с наибольшим объемом инвестиций, свыше ста миллиардов рублей в год, - это Казань и Екатеринбург. Но в столице Татарстана большую часть составляют бюджетные вложения, а в столице Среднего Урала - частные.

- У вас как жителя Екатеринбурга, а не вице-мэра, есть приоритетный проект Стратегического плана, воплощения которого вы ждете с особым нетерпением?

- У меня таких два. Первый - проект "Здоровье маленьких горожан" - я считаю одним из самых важных. Его суть в том, что правильнее и дешевле заниматься профилактикой в рамках детского здравоохранения, чем лечить потом взрослых, - рассказал Александр Высокинский. - Второй тоже касается детей - это создание в Екатеринбурге технологического музея. У нас в городе проблема с "рукастыми" мужиками: ну не получаются мастера из поколения "денди" и тех, кто все подростковые годы просидел у компьютера. А чтобы получились, нужно лет в 12 парня привести в технологический музей, показать изнутри, как работает атомная станция, двигатель внутреннего сгорания, электротяга. Туда нужно водить школьников на уроки физики, математики, технологии. Мы проводим эксперимент в гимназии № 9: на занятиях в Трамвайно-троллейбусном управлении мы наглядно показываем ребятам, как электричество двигает трамвай, химию лучше всего изучать на городском "Водоканале", чтобы понять, как с ее помощью вода из пруда превращается в питьевую. В МРСК Урала сохранились генераторы времен Великой Отечественной войны, в УрФУ - компьютер, который занимает две комнаты, а производительность у него, как у айпада. Просим компании не выбрасывать все это, сохранить для музея, чтобы продемонстрировать детям, как все это работало. Стыдно, что при нашем огромном промышленном потенциале подобного музея в городе нет. Предполагалось разместить его в здании, которое затем отдали под областной рынок. Но мы будем работать над тем, чтобы место под такой музей выделили, возможно, в выставочном центре.

Кстати

Администрация Екатеринбурга не оставляет планов агломерации. Но если раньше в основном речь шла об объединении с городами-спутниками - Верхней Пышмой, Арамилью, Березовским и Среднеуральском, то теперь замыслы более масштабны:

- Нужно стремиться к экономическому объединению с Челябинском. Два миллионных города с огромными возможностями должны расти навстречу друг другу. Между ними мог бы появиться сухой порт, - делится идеями Александр Высокинский. - Нужно расширять аэропорт: через Урал летать в США дешевле и быстрее, потому что можно отправлять самолеты через Северный полюс. Мало того, через Урал надо пустить основной трансатлантический грузопоток.

Сегодня контейнер из портов Амстердама и Роттердама идет в Юго-Восточную Азию 2,5 месяца и стоит это 2,5 тысячи долларов. Если использовать Транссибирскую магистраль, то срок составит две недели, и стоить это будет две тысячи долларов. Вот об этом надо думать, рассуждая о стратегических планах развития региона.