28.01.2015 19:51
    Поделиться

    Санкции подстегнули легкую промышленность Южного Урала

    Предприятия легкой промышленности Южного Урала вышли на зарубежные рынки
    С начала года домашний текстиль, одежда и обувь от западных производителей подорожали минимум в два раза. В этих условиях, по мнению экспертов, самое время развивать собственную легкую промышленность. И более того - выходить на зарубежные рынки. Сумеют ли южноуральские бизнесмены воспользоваться ситуацией, выяснял корреспондент "РГ".

    Отрасль в плюсе

    По оценке специалистов министерства экономического развития Челябинской области, в отрасли наметился подъем, вызванный ростом спроса на товары местного производства. В результате в прошлом году предприятия легкой промышленности Южного Урала увеличили доходы почти на четверть. По данным замначальника управления промышленности министерства Владимира Архипова, индекс промышленного производства на швейных предприятиях региона составил 112 процентов, а обувщики в последние годы демонстрируют рост в среднем по пять процентов.

    - Сейчас крайне важно сохранить положительную динамику развития и продолжать работать в плюсе, - подчеркивает чиновник.

    По мнению владельца челябинского предприятия по производству домашнего текстиля класса "премиум" Дениса Силина, чтобы не снизить темп, нужно правильно определить свой сегмент рынка.

    - Мы намерены развивать сотрудничество с международными операторами гостиничного бизнеса, так как уверены: ввод новых отелей продолжится как на территории России, так и за ее пределами, несмотря на кризис. В прошлом году комплектовали постельным бельем и шторами 14 крупных гостиниц России, - рассказывает Денис Силин, - сейчас подобные заказы поступают из Германии.

    Правда, выйти на европейские рынки непросто. И связано это в основном с консервативностью вкусов европейцев, для которых приверженность определенному бренду сродни семейной традиции. Чтобы переключить часть потребителей в странах Европы на уральский текстиль, потребуется не один год.

    - В России завоевать освобождающиеся ниши намного проще - стоит поставить цену чуть ниже, чем у конкурентов, и покупательский ажиотаж гарантирован. С европейским покупателем все по-другому, - говорит Денис Силин. - Продвигать свой бренд за рубежом сложно, это требует больших ресурсов и особых компетенций, но сегодня иностранные рынки для российских компаний легкой промышленности представляют большой интерес, хотя пока заказы и носят локальный характер.

    Заметим: из-за роста курсов валют местным производителям текстиля стало выгоднее поставлять продукцию в страны СНГ или дальнего зарубежья, чем реализовывать ее в России за рубли.

    Обуть решили Казахстан

    Челябинская обувная фабрика в этом году намерена увеличить продажи в Казахстане, где спрос на ее продукцию весьма высок.

    - Сегодня нам выгодно работать с бывшими советскими республиками. Мы знаем вкусы потребителей, приблизительный объем спроса, в каждом заказе стараемся учитывать особенности анатомии ног жителей региона, в который осуществляем поставки обуви, - говорит главный экономист фабрики Оксана Надеина. - Европейский рынок нам пока не интересен, для него требуется несколько иной ассортимент: искусственный мех, комбинация различных видов кожи, нет нужды в толстой подошве.

    Главное, что мешает дальнейшей экспансии южноуральских обувщиков на ближние и дальние рынки, - это проблема обеспечения производства сырьем. Обувная фабрика закупает за рубежом 50 процентов натуральной кожи, а цены на нее с нового года увеличились в два раза. При этом отечественные заготовители сырья для обувщиков в нынешней экономической ситуации почти полностью переориентировались на экспортные поставки.

    Непосредственно на Южном Урале и вовсе нет ни одного предприятия, которое производило бы качественную кожу для пошива обуви.

    Из-за возникшего дефицита и дороговизны сырья южноуральские обувщики рискуют потерять часть постоянных заказчиков. Тем более что планируют поднять цены на свою продукцию в этом году минимум на 80 процентов.

    Еще один фактор риска - засилье на рынке дешевого контрафакта, с которым добросовестным производителям все труднее выдерживать конкуренцию.

    - Доля теневого сектора в общем объеме импорта обуви достигает 60 процентов, причем нелегально завозят в основном некачественный товар, - говорит Оксана Надеина. - Конкурировать с ними невозможно, ведь их затраты несопоставимы с нашими.

    Проблема в том, что сдержать наплыв контрафакта не удается ни ужесточением законодательства, ни усилением контроля. А в ближайшее время планируется установить беспошлинный ввоз товаров в Россию из Вьетнама, в котором процветает пошив недорогой одежды и обуви. При этом реальна и опасность ввоза контрафактной китайской продукции через Вьетнам, что, по мнению бизнесменов, может нанести очередной удар по отечественным производителям.

    Сети распахнули двери

    Но и на отечественном рынке есть положительные изменения. Расширению сбыта продукции способствует выход легпрома в крупные торговые сети, куда местным компаниям раньше было не прорваться. Теперь же ретейл любезно предоставляет полки и даже рад приходу местных игроков. Ведь стоимость их продукции в несколько раз ниже, чем импортных аналогов, и это увеличивает поток покупателей.

    - Благодаря тому, что мы вошли в прошлом году в крупную торговую сеть, удалось сработать с неплохой прибылью и нарастить объемы производства, - констатирует замдиректора чулочно-носочной фабрики из Челябинска Земфира Виноградова. - Если раньше мы выпускали порядка тысячи пар носков в месяц, то теперь свыше двух тысяч. В этом году планируем выстраивать сотрудничество с федеральными сетями.

    Видя, как взлетели в рознице цены на носки из искусственных материалов, на фабрике было задумали отказаться от подорожавшего хлопкового сырья, поставляемого из Узбекистана. Но, взвесив все доводы, решили: качество продукции важней, пусть это даже негативно скажется на прибыли предприятия.

    Переход на искусственные материалы, используемые при пошиве повседневной одежды и спортивной экипировки, очень выгоден производителям, ведь затраты на него значительно ниже, чем на тот же хлопок. Однако в России только одно предприятие выпускает полиэстер.

    - Производство полиэстера - это "золотое дно", так как спрос на него в России зашкаливает, при этом основная часть материала завозится из-за рубежа. Перспективы огромны, высокая рентабельность гарантирована, сейчас практически вся одежда шьется из полиэстера или полиэфира, в том числе спортивная, - рассказывает директор швейной фабрики Владимир Ципордей. - Кстати, ткани для пошива спортивной одежды мы сегодня завозим исключительно из-за рубежа.

    Столь острая зависимость от импортного сырья, подорожавшего вдвое, скорректировала планы развития швейной фабрики, которая была вынуждена отсрочить выход на новые рынки сбыта.

    Однако в этом году перед компаниями легкой промышленности открываются новые возможности - участие в тендерах на пошив школьной формы, которая стала обязательной для всех общеобразовательных учебных заведений. Для предприятий подобные заказы - это гарантированный доход, не зависящий от экономической ситуации в стране. Ожидается, что в Челябинской области такие тендеры стартуют уже в ближайшее время. К слову, в Свердловской области тендеры на пошив школьной одежды для многодетных и малообеспеченных семей организуют уже не первый год. В 2014-м из региональной казны на эти цели было выделено почти 70 миллионов рублей, которые успешно освоили предприятия легкой промышленности Среднего Урала.

    Между тем

    Статистика не подтверждает оптимизма южноуральских властей: по данным Челябинскстата, в 2014 году индекс промышленного производства в этой отрасли ниже 100 процентов. По итогам года в регионе производство текстиля и швейных изделий снизилось на 2,2 процента, а кожи и обуви - на 12,1. Впрочем, в конце прошлого года объемы производства действительно выросли существенно: в декабре по отношению к ноябрю челябинские швейники сработали лучше на 27 процентов, а обувщики - на 17,1.

    Поделиться