Наталья Владимировна, что, помимо избыточных проверок со стороны надзорных органов, подразумевает прокуратура под понятиями административные барьеры и давление на бизнес?
Наталья Казакова: Говоря простым языком, административные барьеры - это не основанное на законе поведение чиновников в отношении представителей бизнеса, препятствующее свободе их экономической деятельности. Это не только избыточные проверки, но и иные формы негативного воздействия на бизнес. Предмет прокурорского надзора в данной сфере широк. Одно из важных направлений нашей работы - оценка законности правовых актов, издаваемых органами госвласти и местного самоуправления (МСУ), которые определяют условия ведения предпринимательской деятельности, в том числе в таких областях, как приватизация, вопросы аренды и землепользования, благоустройства и рекламы. Подобные акты нередко могут ущемлять права хозяйствующих субъектов.
Приведу пример. В Курганской области некоторые главы муниципалитетов издали распоряжения о проведении акций под названием "чистый четверг" и фактически возложили обязанности органов МСУ по уборке территории населенных пунктов на местных предпринимателей, что, разумеется, незаконно.
Прокуратура опротестовала эти акты, они отменены.
В поле нашего особого внимания - административные регламенты, по которым работают проверяющие органы. Вскрывались факты, когда в подобных документах содержались положения, например, об обязанности проверяемого предпринимателя предоставить ревизору компьютер, телефон и автомашину. В Челябинской области ситуация была еще интереснее: областные чиновники разработали для МСУ стандарт осуществления муниципального контроля, в котором указали, что обязательным пунктом в местных административных регламентах должно являться указание о размере платы, взимаемой с проверяемых организаций. Конечно, подобный произвол недопустим.
Иногда при оказании госуслуг бизнесменов обязывают предоставить массу документов, которые орган власти может сам запросить в рамках межведомственного взаимодействия - те же выписки из ЕГРЮЛ, всевозможные справки и платежные документы. Все эти ситуации и можно назвать характерными примерами административного давления на бизнес.
Всего за прошлый год в Уральском округе прокурорами выявлен и опротестован 371 правовой акт, противоречещий федеральному законодательству и затрагивающий права предпринимателей.
Как выглядит эта цифра в сравнении с предыдущими годами?
Наталья Казакова: Она снизилась. Все-таки принимаемые акты прокурорского реагирования, помимо направленности на устранение конкретных нарушений, имеют и серьезное превентивное значение. Так, в 2013 году прокуратуры опротестовали 534 правовых акта. Хотя, конечно, ситуация в этой сфере пока далека от идеальной, поскольку подобные нарушения допускаются до сих пор.
Некоторые представители бизнеса отмечают: количество плановых проверок из года в год сокращается, а внеплановых - растет.
Наталья Казакова: Такая тенденция действительно есть. Хотя сам по себе рост количества внеплановых проверок не свидетельствует об их безосновательности. Инициатором такой проверки может стать любой гражданин, посчитавший, что нарушены его права или публичные интересы. Как-то регулировать количество жалоб и, соответственно, внеплановых контрольных мероприятий, административными мерами невозможно.
Другое дело, что каждая проверка должна быть законной. К проведению внеплановых следует подходить взвешенно, руководствуясь презумпцией добросовестности хозяйствующих субъектов. Контролирующий орган предварительно должен выяснить, изучалась ли ранее деятельность организации в рамках плановых или внеплановых мероприятий, в том числе другими ведомствами.
Кроме того, надо понимать: не каждое обращение является безусловным поводом для проверки юрлица или ИП. Бывают факты, когда в рамках коммерческих споров недобросовестные конкуренты стараются натравить контролеров на противную сторону, в том числе через подставных заявителей. Ведь сама по себе процедура ревизии порой способна ощутимо застопорить процесс ведения бизнеса, а то и дестабилизировать его. Потому прежде всего при рассмотрении жалобы надлежит удостовериться, не является ли обращение анонимным. Вот пример: пришло в Россельхознадзор заявление от некоего жителя Тюменской области, который пожаловался на посев некачественных семян и указал 21 хозяйствующий субъект в 13 муниципальных образованиях. Мы уточнили данные заявителя и выяснили, что указанный в его обращении адрес вообще не существует. Вдумайтесь: по этому заявлению надзорный орган был готов учинить проверку сразу более двух десятков сельхозпредприятий!
То есть контролер должен начинать свою работу с изучения личности заявителя?
Наталья Казакова: С установления наличия в самом обращении предусмотренных законодательством оснований для проведения проверки. Их базовый перечень определен в статье 10 ФЗ № 294: причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде и иным объектам, возникновение угрозы причинения такого вреда, нарушение прав потребителей, специальное поручение президента или правительства, требование прокурора. Кроме того, специальные основания для проведения проверок в отдельных сферах деятельности предусматриваются иными федеральными законами.
Факты необоснованных внеплановых проверок прокуратура пресекает. Например, в Екатеринбурге прокуратура отказала Роспотребнадзору в проведении внеплановой проверки кафе по заявлению гражданина, который неоднократно обращался по одному и тому же поводу - с жалобой на качество воды.
Причина отказа в том, что указанные заявителем обстоятельства ранее уже неоднократно проверялись и никаких нарушений ни разу выявлено не было.
С другой стороны, бизнес давно научился готовиться к проверкам заранее.
Наталья Казакова: Да, причем иногда контролирующие ведомства этим бывают недовольны. Потому что неискушенного в правовых тонкостях предпринимателя легче проверять: нагнать на него жути, задавить авторитетом - и, глядишь, он со всем согласится, все нарушения признает и не станет оспаривать назначенные санкции.
Прокуратура, напротив, ратует за общее повышение правовой грамотности и культуры - в том числе и в среде предпринимателей. Проверяющий не страшен тому, кто знает закон и четко его соблюдает.
Поэтому мы предлагаем органам контроля размещать на своих сайтах разъяснения требований законодательства, предъявляемых к различным видам предпринимательской деятельности - в виде памяток, рекомендаций, в иной доступной форме. Например, противопожарные нормы для зданий и помещений, требования к размещению рекламы и так далее. Беда наших предпринимателей, особенно в глубинке, в том, что они порой не знают самых элементарных вещей: работают без кассового аппарата, не отличают вывеску от рекламы, не представляют, кто должен контролировать их работу. Между тем право осуществлять контрольные полномочия есть у десятков надзорных органов, и у каждого своя компетенция.
Допустим, начинающий коммерсант купил автобус и начал заниматься пассажирскими перевозками. Его работу контролируют три специализированных органа: ГИБДД смотрит за техническим состоянием транспорта, одно подразделение Ространснадзора - за соблюдением лицензионных требований (путевые листы, время отдыха водителей), другое - за транспортной безопасностью.
И это только то, что касается непосредственно перевозок. Я вас уверяю: более половины предпринимателей, выпускающих автобусы на маршруты, не имеют четкого представления о разграничении полномочий различных органов. И, когда проверка приходит, не представляют, как защититься от произвола.
И как же?
Наталья Казакова: В первую очередь нужно четко знать свои права, перечисленные в главе 3 ФЗ №294. Например, право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, получать от контрольного органа информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с ее результатами и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с ее результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц. К тому же предприниматель может обжаловать их действия или бездействие, повлекшие за собой нарушение его прав, в административном и судебном порядке.
Разумеется, нужно предметно представлять себе и круг обязанностей проверяющих, который также регламентирован законом. Так, контролеры не могут требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов. Прямо запрещено превышать установленные сроки проведения проверки.
Кроме того, проводить проверки можно только во время исполнения служебных обязанностей, а выездные - обязательно при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Если права предпринимателя нарушены, а обязанности контролерами не выполняются, это основание для обращения в вышестоящий орган, в прокуратуру либо в суд. При этом обращаю внимание на важный момент: с 2015 года законом 434-ФЗ от 20.12.2014 срок давности привлечения к ответственности виновного лица за подобные нарушения увеличен с трех месяцев до года, так что возможностей обжаловать факт произвола у предпринимателей стало больше. Но право возбудить административное производство в данном случае имеет только прокурор.
Какое наказание предусмотрено за незаконные проверки?
Наталья Казакова: В соответствии со статьей 19.6.1 КоАП РФ санкция за такое нарушение - штраф от 3 до 10 тысяч рублей и дисквалификация на срок до года. Кроме того, мы требуем признать недействительными все акты и результаты подобных проверок.
На что еще часто жалуется бизнес?
Наталья Казакова: На предоставление преференций определенным организациям при проведении госзакупок, нарушения при оказании государственных и муниципальных услуг. Мы призываем бизнес обращаться чаще, проявлять большую активность в отстаивании собственных интересов и положений закона. Хотя, к сожалению, большинство предпринимателей пока занимает позицию "лишь бы не мешали". Увы, в деловой среде бытует мнение, что любые попытки "качать права" лишь провоцируют новые проверки.
Думается, оно неспроста возникло…
Наталья Казакова: Конечно. Однако решимость в отстаивании прав, информированность и юридическая грамотность - это залог безопасности бизнеса и надежный заслон административному произволу.