Челябинск
Бизнес пытается сдержать стоимость проезда, снижая собственные затраты на перевозку пассажиров, но получается это плохо. В сравнении с прошлым годом в два раза выросли в цене импортные автозапчасти и техобслуживание, в три раза - страховка, постоянно дорожают ГСМ, водители требуют поднять зарплату… Поэтому, по словам предпринимателей, рост тарифов на частных маршрутах в ближайшее время не исключен, хотя будет он не столь значительным, как заявлялось ранее. С марта возможно повышение стоимости проезда до 20 рублей.
Рынок общественного транспорта Челябинска вообще в последнее время лихорадит: в прошлом году его захлестнула череда маршрутных войн, захваты доходных рейсов нелегалами. Следствием стало разорение МУПов. По словам директора нескольких частных транспортных компаний Челябинска Алевтины Даутовой, беспредел на рынке пассажирских перевозок достиг таких масштабов, что работать на нем стало небезопасно.
- Нелегалы силой пытались "отжать" у нас сразу несколько прибыльных маршрутов: резали колеса на десятках машин, сжигали автобусы, устраивали разгромы в ремзоне, выбивали стекла в маршрутках, даже стреляли по машинам, - рассказывает она. - Сейчас главный зачинщик маршрутных войн в Челябинске находится под арестом, который продлен до 13 февраля, ведется расследование.
Одна из ведущих частных транспортных компаний Челябинска, в автопарке которой насчитывалось свыше двухсот маршрутных такси, около года назад была вынуждена покинуть рынок пассажирских перевозок.
- Пришлось свернуть некогда прибыльный бизнес, который создавали в Челябинске буквально с нуля еще в 1999 году, - говорит предприниматель Юрий Русин. - Тогда мы сами изучали пассажиропоток в мегаполисе, разрабатывали эффективные маршруты, утверждали их в администрации города, активно участвовали в конкурсах. Когда начался передел рынка, на нас наехали в числе первых: угрозы поступали даже семьям сотрудников компании - работать было невозможно.
Однако сейчас, по словам Русина, самое время бизнес возродить, ведь рынок все же начал обретать цивилизованные черты и перед частным бизнесом открываются новые возможности.
- Необходимо навести порядок в этой сфере деятельности, установить нормальные взаимоотношения бизнеса и власти, - убежден сити-менеджер Челябинска Евгений Тефтелев. - Частные транспортные компании мы привлечем для разработки новой концепции развития транспортной сети Челябинска. В ближайшее время изменения будут внесены в конкурсную документацию и действующие договоры для достижения большей безопасности пассажирских перевозок. Обсуждаем варианты оптимизации маршрутной сети города.
Допустить частников городские власти намерены уже не только на маршрутки, но и в сегмент перевозок автобусами большой вместимости, где конкуренции до сих пор вообще не было, - МУП "Челябавтотранс" из года в год работал с убытком. Есть ли у бизнеса интерес к этому предложению, пока непонятно, ведь госрегулирование дает о себе знать: установленный в 2013 году тариф на проезд в муниципальном транспорте в размере 15 рублей останется неизменным еще как минимум год.
- Общественный транспорт - на самом деле очень выгодная сфера, при грамотном подходе такой бизнес никогда не будет убыточным. Просто не нужно изначально относиться к работе как к способу получения дотаций из бюджета - в этом причина убыточности МУПов, - убежден Юрий Русин. - Для частного бизнеса более интересны пассажирские перевозки по городским маршрутам автобусами малой вместимости: такие машины окупятся достаточно быстро.
Тюменская область
В Ханты-Мансийске с января стоимость проезда в общественном транспорте выросла: в автобусах - с 19 до 21 рубля, в маршрутках и вовсе с 20 до 25. При этом местные транспортники утверждают, что экономически обоснованный тариф на городские пассажирские перевозки почти вдвое больше - 40,4 рубля.
Чтобы покрыть затраты, муниципалитет субсидирует перевозчиков, доплачивая за каждую поездку по 19,4 рубля. В городском управлении транспорта поясняют: тарифы на проезд не менялись в течение трех лет.
Новые цифры утверждены еще в октябре прошлого года, однако фактически повышение произошло только сейчас и не связано с ситуацией на валютном рынке, просто в очередной раз подорожали ГСМ и запчасти.
На юге Тюменской области пока изменилась лишь стоимость проезда на междугородных и пригородных рейсах - билеты подорожали на 10 процентов. Так, поездка от Тюмени до Тобольска вместо 630 рублей теперь стоит 694, до Ханты-Мансийска -1900 (ранее было 1725 рублей). Поднять цены автотранспортникам разрешило областное правительство. Правда, власти обозначили лишь предельные тарифы и дали перевозчикам право самим принимать решение, но те, конечно, подняли по максимуму.
А вот на городских маршрутах, причем на всех видах общественного транспорта, проезд в Тюмени пока по-прежнему стоит 18 рублей. Хотя еще осенью маршрутчики просили разрешения повысить цену. Дошло даже до обращения к губернатору, в котором предприниматели призывали не допустить ликвидации малого бизнеса в этой сфере. Но поднять тариф частникам тогда не позволили. Отметим, что последний раз цены на проезд в общественном транспорте в Тюмени повышались почти год назад - в феврале 2014-го. Билет тогда подорожал на два рубля. Ранее тарифы также пересматривались раз в два года.
Владельцы автотранспортных предприятий сетуют, что при нынешней стоимости проезда зарабатывать почти не получается. По словам руководителя Союза частных перевозчиков Тюмени Александра Костырева, экономически обоснованный тариф на некоторых маршрутах доходит до 28 рублей, то есть на доставке одного пассажира предприниматель терпит до 10 рублей убытков. Бывшим муниципальным предприятиям - ПАТП-1 и ПАТП-2 - разница между затратами и стоимостью проезда компенсируется из бюджета, частники же этой компенсации не получают.
- Когда перевозчики поднимают эту тему, власти ссылаются на то, что расходы на нерентабельных маршрутах покрываются за счет высокодоходных. Это так. Но уже сейчас некоторые работают почти по нулям. Если бы стоимость проезда поднималась регулярно, скажем, ежегодно на два рубля, то перевозчики могли бы нормально работать. У нас же тариф сдерживали, власти зарабатывали на этом политические очки. Мы намерены защищать частных перевозчиков. Подсчитываем убытки, планируем обратиться в суд, - говорит Александр Костырев.
По его прогнозам, к концу весны - началу лета проезд в городских автобусах все же может подорожать, причем сразу рубля на четыре, хотя власти о повышении пока ничего не говорят.
Екатеринбург
В столице Среднего Урала стоимость проезда на всех видах городского общественного транспорта остается прежней - 23 рубля, хотя еще летом местные транспортники заявляли, что плату следует увеличить вдвое. Региональная энергетическая комиссия, однако, с их доводами не согласилась, поскольку экономически подкрепленных доказательств убыточности этого бизнеса не увидела.
Между тем вышел на новый уровень затянувшийся спор администрации Екатеринбурга и областных властей по поводу компенсации городу затрат на проезд льготников. Несколько транспортных компаний подали иск в суд на екатеринбургскую мэрию о взыскании почти 200 миллионов рублей за перевозку льготных категорий пассажиров. Администрация города, в свою очередь, надеется на то, что часть ее обязательств будет оплачена из областной казны. В целом речь идет о 700 миллионах рублей за пассажиров-льготников регионального значения. Вопрос до конца не решен, по словам юристов, транспортники могут требовать от мэрии компенсации только за городских льготников. Что касается федеральных и областных, то порядок компенсации за них законом не определен, механизм ни в каких официальных документах не прописан.
Ситуация на автобусных маршрутах также продолжает вызывать вопросы. На днях инспекторы ГИБДД и Ространснадзора в ходе проверки задержали около десятка автобусов одной из компаний, которая за многочисленные нарушения в 2014 году уже была лишена лицензии на перевозку пассажиров. Тем не менее ее автобусы продолжали курсировать из Екатеринбурга до Арамили, Сысерти, а также поселков Бобровский и Двуреченск и обратно.
- И в этот раз у водителей не было с собой путевых листов, они не проходили предрейсовый осмотр, а сами транспортные средства имеют серьезные неисправности, на которые ранее также неоднократно указывалось, - рассказали в управлении ГИБДД МВД РФ по Свердловской области.
Отметим, что пару лет назад проблема нелегальных перевозчиков стояла гораздо острей. На самых прибыльных маршрутах работали от 15 до 30 автобусов-оборотней частных транспортных компаний, не имеющих договоров с мэрией. Их прибыль, по разным подсчетам, доходила до 6-7 миллионов рублей в месяц - цифра, несопоставимая с доходами добросовестных предпринимателей. Относительный порядок на маршрутах силами надзорных органов удалось навести, но, как показал очередной рейд ГИБДД, до окончательного решения проблемы еще далеко: слишком сладок этот кусок для нелегалов, чтобы они отдали его без сопротивления.
Курган
В Курганской области стоимость проезда в общественном транспорте с начала 2015 года не повысилась. В маршрутках и автобусах билет стоит по-прежнему 16 рублей, в троллейбусах - 12. Как сообщили в региональном департаменте госрегулирования цен и тарифов, в этом году документы на повышение проезда в общественном транспорте еще не рассматривали. Между тем директор "Транспортного управления" в городе Кургане Лев Сомов рассказал, что ряд перевозчиков такие документы уже готовит.
- Транспортников понять можно: только топливо подорожало на 16 процентов, не говоря об электроэнергии, запчастях и прочих составляющих, - комментирует Лев Сомов. - Кстати, я еще года четыре назад, когда сам работал в этом бизнесе, подавал документы на увеличение тарифа до 23 рублей, но мне тогда утвердили 12.
По словам одного из перевозчиков, он надеется получить разрешение на повышение платы за проезд в автобусе до 18 рублей. Большинство его коллег тоже на это рассчитывает. А вот билет на троллейбус точно не подорожает, во всяком случае, в первом полугодии: такое решение приняла городская Дума в декабре. При этом, напомним, троллейбусный парк Кургана сейчас проходит процедуру банкротства, в начале года из-за долгов машины несколько дней не выходили на линию, но с 17 января троллейбусное движение возобновилось