28.01.2015 00:00
    Поделиться

    В Волгограде состоялся конкурс на концессионное соглашение в сфере ЖКХ

    От кого зависит, какая вода течет из кранов и насколько теплые батареи в квартирах россиян? Президент России Владимир Путин еще в мае 2013 года на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ, акцентировал внимание на трех главных недостатках этой сферы: низкое качество услуг, недобросовестное поведение участников рынка и рост тарифов, заметив, что вкладывать в сферу ЖКХ только бюджетные средства неэффективно и недостаточно. По итогам заседания правительству России были даны поручения обеспечить модернизацию объектов ЖКХ к 2020 году и передачу к 2016 году объектов ЖКХ, которые неэффективно управляются МУПами, в управление частным операторам на основе концессионных соглашений.

    С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", определившие новые правила проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Однако для потребителя неочевидно: почему управлять водоснабжением должны именно предприниматели, а не ГУП или МУП, существующие годами? Еще менее понятно, что такое "концессия" и почему ей можно доверять.

    Доводы в пользу привлечения предпринимателей в ЖКХ достаточно простые: коммерческая компания снимает нагрузку с муниципального бюджета, умеет привлекать инвестиции и заинтересована в оптимизации хозяйственной деятельности. По словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, в 2013 году инвестиции в сферу ЖКХ выросли на 6% и составили 309 миллиардов рублей.

    В практике зарубежных стран имеются два основных подхода: либо основными инвесторами и управляющими сферой ЖКХ выступает государство (муниципалитеты), либо привлекается частный оператор-инвестор. Сама система управления строится по одинаковым правилам: минимизация издержек, использование передовых технологий, безусловное качество товаров и услуг для конечного потребителя.

    В России, по различным оценкам, от 70% до 85% объектов водоснабжения и водоотведения находятся в хозяйственном ведении ГУПов и МУПов. В большинстве случаев их деятельность малоэффективна, основные расходы на модернизацию, как и частично операционная деятельность субсидируются из бюджета, растут издержки и снижается качество услуг из-за ухудшающегося технического состояния систем.

    При этом очевидно, что водоснабжение - стратегически важная и социально значимая область коммунального хозяйства. Поэтому доверить частному инвестору управлять такой важной функцией можно только под жесткие обязательства и контроль. Для этого и разработана четкая форма договора - концессионное соглашение, которое регламентирует взаимодействие двух сторон - местной администрации (концедента) и частного оператора (концессионера).

    Концессия сегодня определена как приоритетная форма привлечения частных инвестиций в ЖКХ, так как переданные в управление объекты остаются в муниципальной собственности и ни при каких условиях не переходят в собственность концессионера. Еще важный момент: если частный оператор нарушает условия концессии, местная администрация вправе расторгнуть соглашение. Получить право управлять водоснабжением и водоотведением очень непросто, а лишиться его можно в любой момент.

    Предприниматели, профессионально занимающиеся ЖКХ, заинтересованы в том, чтобы получить в управление, например, водоснабжение в городе - это их профильный бизнес. Они зарабатывают на снижении издержек, ведя хозяйство эффективнее. Местные администрации заинтересованы решить копившиеся годами коммунальные проблемы, снизив при этом бюджетные расходы и не поднимая тарифы для населения, обеспечить работу всех коммунальных сетей. Сделать это можно за счет привлечения частного капитала. Основных крупных игроков на этом рынке не так много - по понятным причинам, это профильные организации, имеющие опыт подобной деятельности и возможность привлечь значительные финансовые ресурсы. К примеру, во Франции таких компаний всего две, в Великобритании - девятнадцать. В России - около пяти, среди которых Группа компаний "Росводоканал", "Российские коммунальные системы", группа "РусГидро" и другие.

    Каким же образом выбирается частный оператор? По закону выбор оператора должен происходить на открытой конкурсной основе. Один из таких конкурсов был объявлен в сентябре 2014 года в Волгограде. Но пошел он довольно странно - пришлось вмешиваться Федеральной антимонопольной службе. 13 января 2015 года ФАС выдала предписание отменить итоги предварительного отбора на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г. Волгограда.

    По закону конкурс проходит в два этапа. В Волгограде уже на первом, отборочном, этапе начались странности: организаторы (администрация Волгограда) стали менять условия конкурса - например, была увеличена сумма задатка - с 60 до 300 миллионов рублей. Вероятно, по этому часть конкурсантов сошла с дистанции.

    Первым свое недовольство проведением конкурса выразило ООО "Промышленные Информационные Технологии" (ПИТ) - и 24 декабря 2014 года подало жалобу в ФАС России. В связи с этим, как предписывает закон, торги были приостановлены, но, тем не менее, 26 декабря организаторы провели отбор конкурсантов. В результате всех перипетий остался единственный конкурсант - ООО "Концессии водоснабжения". Примечательно, что эта компания зарегистрирована в Волгограде через два месяца после объявления конкурса, в конце ноября 2014 года. Какими "козырями" она смогла впечатлить организаторов - неизвестно. Так же, как и неясно, успела ли компания набраться опыта хозяйственно-коммунальной деятельности за столь короткий срок.

    Вслед за ПИТ также подало жалобу в Антимонопольную службу и ООО "Краснодар водоканал", указав на нарушения при проведении конкурса в Волгограде.

    Комиссия ФАС вынесла решение в январе - в нем приняты аргументы ООО "Краснодар Водоканал" и ПИТ относительно задатка, соблюдения сроков его внесения, а также установления предельных значений инвестиций концессионера. ФАС предписала организатору конкурса до 27 января 2015 года внести изменения в конкурсную документацию, продлив на 10 календарных дней срок подачи заявок на участие в конкурсе, исключив требование об уплате задатка только на основании соглашения о задатке и предельные значения инвестиций концессионера, а также отменить протоколы вскрытия конвертов с заявками и предварительного отбора участников конкурса. Администрация Волгограда исполнила предписания ФАС 24 января.

    Это означает: конкурс будет продолжен, и в нем смогут принять участие как конкурсанты, отстраненные на незаконных основаниях, так и новые заявители.

    "По нашему мнению, действия организаторов конкурса не в полной мере соответствовали принципам открытой и честной конкуренции. ФАС России защитила наши права и подтвердила неизменность курса государства на открытые и честные конкурсы. Наша компания стремится стать лучшей в отрасли ЖКХ, мы используем самые передовые формы управления жилищно-коммунальным хозяйством и планируем и в дальнейшем принимать участие в этом и других конкурсах - на честных, прозрачных и соответствующих российскому законодательству условиях. Пусть победит тот, кто предложит лучшие условия для потребителей и муниципалитета", - прокомментировал генеральный директор ООО УК "Росводоканал" Виктор Благовещенский.

    Поделиться